Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества

Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа

Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа


В чем сильные и слабые стороны первой в истории науки о мифе - концепции мифотворчества? Что такое аллегория?

Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа


Аллегория возникает в образовавшемся "зазоре" между абстрактной всеобщностью смысла и конкретной наглядностью чувственного образа. Наличие такого "зазора" создает особое гносеологическое "поле" взаимосвязей между элементами абстрактно-рационального и чувственно-образного уровней сознания. Здесь возможны два основных пути: один - от чувственно-образного уровня к абстрактно-рациональному: второй - от абстрактно-рационального к чувственно-образному. В первом из них основной задачей является главная для любого художника или ученого задача обобщения, типологизации действительности в общих представлениях, художественных образах, понятиях.

Второй путь предполагает поиск наглядно-образных конкретных воплощений умозрительных идей, абстракций. Такая задача решается достаточно легко: на основании некоторых аналогий или устойчивых ассоциаций содержание абстрактной идеи соотносится с некоторыми свойствами наглядно представляемых конкретных предметов. Цели при этом могут быть разными. Например, прояснение идей (либо уделение им особого внимания), стремление сделать смысл более доступным. В таком случае смысл выражают во внешнем для него материале чувственного образа, и тогда мы имеем дело с аллегорией.

Но цель может быть и противоположной - сделать содержание идеи более недоступным, и ...

читать полную версию - "Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа"


Становление аллегорической концепции мифа

Становление аллегорической концепции мифа


Становление аллегорической концепции мифа - такую задачу выполнила древнегреческая дофилософская теология (Мусей, Орфей, Лин). Она буквально выстрадала идею, что для постижения божественной реальности (т. е., по сути, сущностных сторон бытия) необходимы иные, чем миф, формы сознания - способность рационального оперирования абстракциями, а не чувственными образами; только с помощью абстракций возможно охарактеризовать свойства божественного абсолюта. Но способен ли человек на такие усилия разума или они подвластны только богам? Ведь познавательные возможности человека ограничены и слабы, особенно в том, что касается постижения божественной реальности.

Становление аллегорической концепции мифа


Все необходимые предпосылки для создания первых научно-рациональных концепций мифа созрели в VI в. до н. э. и были творчески синтезированы, по-видимому, Ферекидом из Сироса. Он одним из первых сделал решительный шаг от осознания внеобразного, абстрактного характера сущности мифа к уверенности, что усилиями человеческого мышления эту сущность можно воссоздать. Это позволило ему стать автором первой концепции сущности мифа, которая основывалась на понятии аллегории.

О жизни Ферекида (VI в. до н. э.) известно мало достоверного, больше - легендарного. Дошедшие до нас легенды о Ферекиде отразили главную сторону его творчества - уверенность в силе разума, в способности мысли выходить за рамки чувственной наглядности и воссоздавать сущность ...

читать полную версию - "Становление аллегорической концепции мифа"


Поэтический продукт древности

Поэтический продукт древности


В V и IV вв. до н. э. в Древней Греции на миф все чаще смотрели свысока. Изменились эстетические принципы, мифопоэтический эпос постепенно изживает себя, подвергается переоценке его художественный и этический смысл. В мифах видят исключительно поэтический продукт древности, не имеющий значительной ценности, обладающий множественными противоречиями и нелепостями с точки зрения даже обычного здравого смысла. Усиливается традиция порицания Гомера. Особенно радикальная критика древней мифологии была сконцентрирована в школе софистов, которая сделала первый шаг в направлении формирования научной теории сознания.

В середине V в. до н. э., в условиях рабовладельческой демократии, усложнения социально-экономических отношений и системы государственной власти, появилась потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных собраниях риторика, логика и философия. Появляются первые платные учителя философии, риторики и логики - софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красноречию - искусству говорить, убеждать; они учили побеждать в спорах, выигрывать в суде тяжбы.

Это были обычно активные, бойкие, самонадеянные и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми ...

читать полную версию - "Поэтический продукт древности"


Миф как удивление

Миф как удивление


Отношение Аристотеля к мифотворчеству определяется близостью мифа и к философии, рациональному познанию, и к поэтическому искусству. И философия, и поэзия отражают фундаментальные свойства природы человека. Происхождение философии Аристотель выводит из глубинного чувства удивления человека перед тайнами природы, жизни. Такое же понимание он переносит и на мифологию: "Тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного". Историко-культурную значимость мифологии Аристотель усматривает в том, что мифология - это первая из известных нам ценная попытка древних людей понять смысл, причины бытия. В мифологии проявляются несомненное удивление человека перед миром и стремление познать его.

Миф, по Аристотелю, есть первичное и упрощенное знание, не нуждающееся в доказательности, обоснованности. Это делает мифы удобными для внушения толпе, помогает обеспечивать соблюдение ею законности. Как и для Платона, для Аристотеля важна соционормативная функция мифа в культуре. Миф как недоказательное знание является более простым и привычным, а ...

читать полную версию - "Миф как удивление"


Сущность мифа, по Аристотелю

Сущность мифа, по Аристотелю


Сущность мифа, по Аристотелю, может быть охарактеризована через три фундаментальные черты человеческой природы: удивление, подражание и удовольствие.



В отличие от Платона, Аристотель - сторонник "золотой середины" - не склонен был резко противопоставлять друг другу поэтическое и познавательное. Потому и оценка мифотворчества становится у него взвешенной и объективной. Он видит в художественном творчестве и способность познавать сущность вещей, и способность вызывать эстетическое наслаждение. В мифологическом творчестве много неистинных положений, явно ложных суждений, масса логических ошибок и попросту нелепостей, но они, по Аристотелю, лежат в русле общих требований, предъявляемых к художественному произведению как целому и имеют свое обоснование. Они необходимы потому, что способны вызывать удивление, удивление же (а значит, и мифотворчество) несет с собой эстетическое наслаждение. "Сочинять чудесное надобно в трагедии, но в эпопее, - пишет Аристотель, - еще охотнее допускается немыслимое, а оно-то и есть главная причина чудесного... [А само по себе] чудесное ...

читать полную версию - "Сущность мифа, по Аристотелю"