Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Становление аллегорической концепции мифа

Становление аллегорической концепции мифа



Становление аллегорической концепции мифа - такую задачу выполнила древнегреческая дофилософская теология (Мусей, Орфей, Лин). Она буквально выстрадала идею, что для постижения божественной реальности (т. е., по сути, сущностных сторон бытия) необходимы иные, чем миф, формы сознания - способность рационального оперирования абстракциями, а не чувственными образами; только с помощью абстракций возможно охарактеризовать свойства божественного абсолюта. Но способен ли человек на такие усилия разума или они подвластны только богам? Ведь познавательные возможности человека ограничены и слабы, особенно в том, что касается постижения божественной реальности.

Становление аллегорической концепции мифа


Все необходимые предпосылки для создания первых научно-рациональных концепций мифа созрели в VI в. до н. э. и были творчески синтезированы, по-видимому, Ферекидом из Сироса. Он одним из первых сделал решительный шаг от осознания внеобразного, абстрактного характера сущности мифа к уверенности, что усилиями человеческого мышления эту сущность можно воссоздать. Это позволило ему стать автором первой концепции сущности мифа, которая основывалась на понятии аллегории.

О жизни Ферекида (VI в. до н. э.) известно мало достоверного, больше - легендарного. Дошедшие до нас легенды о Ферекиде отразили главную сторону его творчества - уверенность в силе разума, в способности мысли выходить за рамки чувственной наглядности и воссоздавать сущность (чаще всего - через прогнозирование будущего).

Ферекид - представитель прозаической теокосмогонической традиции. Он разрабатывал теокосмогонию, но на новых, абстрактно-символических, основаниях. Это по сути уже не мифологическая, а философская теокосмогония. В ней первоначала бытия представлены не чувственными образами богов, а их абстрактными символами - Зас, Хронос и Хтония. По мнению Ферекида, эти предвечные, волевые, инициативные потенциальные начала лишь впоследствии "развертываются" (путем эволюции или инволюции) в ту систему богов, которая известна нам из мифопоэтики Гомера, Гесиода и др.

Как из абстрактных потенций бытия формируется мир богов? Ферекид предложил свое решение этих непростых вопросов. Все, что мы знаем из мифологии о богах, их происхождении и поступках, считает он, следует понимать не буквально, но аллегорически, т. е. за мифологически чувственными образами следует силой рационального умозрения выявлять скрытый подлинный смысл событии. Так формируется аллегорическая трактовка сущности мифотворчества: миф есть аллегория. В соответствии с этой концепцией, мифология говорит нечто совсем иное, нежели то, что буквально в ней содержится ("прочитывается"); подлинный же ее смысл состоит в том, чтобы представлять некоторые иные смыслы, т. е. быть иносказанием. Аллегорическое толкование мифов представляет мифологические образы персонификациями некоторых общих понятий физических стихий или нравственных, духовных явлений: персонификация мудрости - богиня Афина, персонификация воды - бог Посейдон, персонификация огня - бог Гефест и т. д. Аллегорическая концепция мифа выводит смысл мифологии за ее пределы, постулирует наличие в ней лишь несобственного смысла. Создание аллегорической концепции мифотворчества сделало миф объектом научно-философского анализа.

Аллегорическая теория мифа - это первая и удачная историческая попытка рационалистической трактовки сущности мифотворчества. Она имела в античности большое число сторонников. Среди тех, кто придерживался аллегорической трактовки мифа и ее разрабатывал, были Феаген из Регии, Анаксагор, Стресимброт из Фасоса, Метродор Лампсакский, Деметрий Фалерейский, киник Антисфен, стоики (Филодем, Зенон, Клеанф, Хрисипп, Кратет Молосский, Гераклид Понтийский) и др. Вершиной же античного аллегористического толкования мифотворчества стал неоплатонизм.


Вы читаете полную версию - "Становление аллегорической концепции мифа"



Рекомендуем просмотреть