Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа

Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа



В чем сильные и слабые стороны первой в истории науки о мифе - концепции мифотворчества? Что такое аллегория?

Аллегория возникает в образовавшемся "зазоре" между абстрактной всеобщностью смысла и конкретной наглядностью чувственного образа. Наличие такого "зазора" создает особое гносеологическое "поле" взаимосвязей между элементами абстрактно-рационального и чувственно-образного уровней сознания. Здесь возможны два основных пути: один - от чувственно-образного уровня к абстрактно-рациональному: второй - от абстрактно-рационального к чувственно-образному. В первом из них основной задачей является главная для любого художника или ученого задача обобщения, типологизации действительности в общих представлениях, художественных образах, понятиях.

Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа


Второй путь предполагает поиск наглядно-образных конкретных воплощений умозрительных идей, абстракций. Такая задача решается достаточно легко: на основании некоторых аналогий или устойчивых ассоциаций содержание абстрактной идеи соотносится с некоторыми свойствами наглядно представляемых конкретных предметов. Цели при этом могут быть разными. Например, прояснение идей (либо уделение им особого внимания), стремление сделать смысл более доступным. В таком случае смысл выражают во внешнем для него материале чувственного образа, и тогда мы имеем дело с аллегорией.

Но цель может быть и противоположной - сделать содержание идеи более недоступным, и тогда мы имеем дело с загадкой, разрешение которой требует остроумия, способности к нестандартному, комбинационному мышлению. В загадке абстрактный смысл облекается в такую чувственно-образную форму, которая позволяет этот смысл завуалировать, причем завуалировать так, чтобы его раскрытие несло для нас удивление и неожиданность. Попутно заметим, что античность любила загадки, видела в них форму словесного состязания, придавала загадке некоторую возвышенно-таинственную значимость (загадка Сфинкса Эдипу и др.).



Таким образом, аллегория - это вид иносказания, запечатление умозрительной идеи в предметном образе, аллегория "разворачивает голову в одном направлении, а глаза - в другом", это как бы некоторый сознательный обман, который тем не менее делает более доходчивым абстрактное положение, помогает лучше его усвоить. В аллегории есть и пространное, развернутое сравнение, и перенос значения, но главная черта аллегории - это различие между обозначающим, выраженным в форме чувственно-наглядного, легко постигаемого образа, и обозначаемым, выраженным в форме абстрактно-умозрительной идеи.

Аллегория направлена на то, чтобы общие абстрактные свойства природного и человеческого миров (любовь, справедливость, война, мир, разум, право, весна, лето, зима, осень и др.) олицетворить и представить в наглядно-чувственных и хорошо известных людям образах. Обычно в таких образах выражается или результат обозначаемого процесса, явления (снег - аллегория зимы; дары полей и плоды садов - аллегория осени; цветы - аллегория весны и т. д.), или средства, необходимые для реализации его активного проявления (аллегория войны - оружие, пушки, знамена, барабаны; аллегория справедливости - весы и повязка на глазах и др.).

Аллегория обладает двумя характеристиками. Первая - персонификация некоторых абстрактных смыслов, идей, понятий. Вторая (противоположная первой) - интерпретация ранее персонифицированного смысла (идеи), раскрытие истины, скрытой под оболочкой чувственно-наглядного образа (текста). Последний и был положен в основу концепции мифа.


Вы читаете полную версию - "Достоинства и недостатки аллегорической концепции мифа"



Рекомендуем просмотреть