Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Поэтический продукт древности

Поэтический продукт древности



В V и IV вв. до н. э. в Древней Греции на миф все чаще смотрели свысока. Изменились эстетические принципы, мифопоэтический эпос постепенно изживает себя, подвергается переоценке его художественный и этический смысл. В мифах видят исключительно поэтический продукт древности, не имеющий значительной ценности, обладающий множественными противоречиями и нелепостями с точки зрения даже обычного здравого смысла. Усиливается традиция порицания Гомера. Особенно радикальная критика древней мифологии была сконцентрирована в школе софистов, которая сделала первый шаг в направлении формирования научной теории сознания.

В середине V в. до н. э., в условиях рабовладельческой демократии, усложнения социально-экономических отношений и системы государственной власти, появилась потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных собраниях риторика, логика и философия. Появляются первые платные учителя философии, риторики и логики - софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красноречию - искусству говорить, убеждать; они учили побеждать в спорах, выигрывать в суде тяжбы.

Это были обычно активные, бойкие, самонадеянные и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли. Не случайно среди своих современников софисты пользовались далеко не самой лучшей репутацией. Нередко в них видели утонченных шарлатанов или дилетантов. Для этого были свои основания: софистике был свойствен сильный утилитарно-прагматический акцент.



Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но часто и вопреки ей. Так, например, софист Горгий заявлял, что он берется любую вещь и восхвалять и ниспровергать независимо от ее объективных качеств, используя двусмысленность, многозначность словесных выражений, неправильность логических связей мысли и т. п. Поэтому под софистикой и сейчас понимают умение использовать полемику, силу слова, логики для доказательства всего что угодно - умения представить истину ложью, а ложь истиной, белое черным, а черное белым.

Важнейшей для софистов была проблема истины. В состоянии ли человек иметь о мире истинное знание? Софисты допускали возможность отрицательного ответа на этот вопрос. Они не видели в достижении объективной истины смысла и общественной полезности. Их агностицизм опирался на релятивизм, т. е. на тезис, что все в мире относительно, в том числе относительны и наши знания о нем. Единой объективной истины не существует, у каждого человека своя собственная истина; истина имеет субъективный характер. Только чувственные восприятия субъекта могут быть опорой знания. Справедливости ради следует отметить, что софисты редко последовательно проводили идеи агностицизма, а чаще колебались между объективизмом и субъективизмом.

Историческая заслуга софистов - Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта и других - состояла и в том, что они выделили субъективный внутренний мир человека, его сознание как некоторую специфическую реальность. Софистика перевела главные ориентиры философской мысли с рассмотрения общих законов природы, Космоса на сознание человека, его внутренний мир, обратилась к проблемам человека, общества, сознания и его элементов - знаниям, ценностям, языку, восприятиям, понятиям и т. д.

Что касается мифотворчества, то в большинстве своем софисты разделяли аллегорическую концепцию мифа; некоторые пытались ее развивать. Так, Критий распространил на мифотворчество со-фистическую мысль, что обман, отход от истины имеет и свои по-ложительные стороны, например может нести в себе воспитательный момент. Он заявлял, что когда-то люди жили в диком состоянии, а чтобы выйти из него, они придумали законы для укрощения своей дикости; когда же законы перестали помогать, придумали богов - так возникла мифология. Сложилась еще одна концепция мифа - миф есть сознательно созданная ложная конструкция, призванная "методом от противного" правильно воспитывать людей, привить им необходимые (разумные) законы, нормы жизни и поведения.

Кроме того, софисты пытались развивать аллегорическую кон-цепцию мифа, мистифицируя смыслы мифологических образов. Раз соотношение между идеей и образом определяется исключительно субъектом, то со временем смысл такого соотношения легко может быть утрачен, т. е. превращался в тайну. Таким образом, мифопоэтическое творчество становилось предметом мистической экзегезы. Это лишний раз свидетельствует о том, что и сама софистика, как и вся досократическая мысль, в своих глубинных основах все еще была погружена в мифотворчество.

Среди софистов IV в. до н. э. было немало радикальных "пори-цателей" мифопоэтического творчества. Одним из них был гиперкритик, легендарный ниспровергатель Гомера, софист кинического направления, человек, имя которого стало в истории символом злобности, мелочности, злословия, недоброжелательства, придирчивости, критиканства, - Зоил из Амфиполя.


Вы читаете полную версию - "Поэтический продукт древности"



Рекомендуем просмотреть