Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Бич Гомера

Бич Гомера



Древние называли Зоила "собакой красноречия" и "бичом Гомера" за то, что он посвятил свою деятельность насмешкам над Гомером и ниспровержению поэм древнего аэда.

В древности о Зоиле, риторе, философе, написавшем против поэзии Гомера девять книг, в которых он хулил творчество великого эллина и насмехался над ним, было сложено немало легенд. Так, по одной из них, жители города Олимпии признали Зоила виновным в порицании Гомера и сбросили его со Скиронидских скал. По другой, Александру Македонскому, когда он плыл на корабле и искал, чем занять свободное время, предложили ознакомиться с работой Зоила против Гомера. Узнав от собеседников о том, чему она посвящена, Александр Македонский не читая выбросил ее за борт со словами: "Как можно дерзать писать против Гомера!".

Смерть Зоила в различных легендах описывается по-разному. Но во всех легендах конец его жизни один - позорная смерть. Кроме версии, что его сбросили со скалы, существовали и другие: он был распят Филадельфом на кресте; на Хиосе - забросали его камнями; на Смирне - живым бросили в костер. Рьяное бичевание Гомера в народном сознании ассоциировалось с низменными моральными качествами критика, заслуживающего лишь позорной смерти.



Дело обстояло, по-видимому, не так просто, как это отражено в древних легендах. Зоил обличал Гомера не с моральных и религиозных позиций, как это делали большинство "порицателей", а с позиций логики, рациональности, аргументации, доказательности. Зоил жил в эпоху расцвета древнегреческой рационалистической мысли. Мифологическое мышление с его амбивалентностью, антропоморфизмом, противоречивостью к тому времени в основном осталось в прошлом. Принципы здравого смысла классической эпохи обогатились силой логики, требованием непротиворечивости мышления и далеко ушли от мифопоэтической художественно-образной непосредственности гомеровского творчества. Вполне закономерно, что под градом логической аргументации вымысел Гомера не выдерживал никакой критики. И Зоилу легко удавалось доказать, что гомеровское поэтическое творчество противоречит логике здравого смысла, а значит, ничего общего с действительностью не имеет. Это творчество - даже не вымысел возможного, а, как правило, вымысел невозможного, который, с точки зрения Зоила, безусловно должен быть осужден.

Вместе с тем Зоил был, по-видимому, человеком увлекающимся, порывистым, сторонником крайних оценок. И потому свою критическую позицию представлял в эпатажных формах, нарушая при этом общепризнанные нормы уважения не только к Гомеру, но и к традиционным ценностям вообще. А в образе Гомера как патриарха древнегреческой культуры такие ценности олицетворялись в первую очередь. Все это стоило Зоилу мрачной легендарной памяти о разных вариантах его "страшной смерти".

Зоил не был единственным в своем роде. Он просто один из первых в ряду крайне радикальных рационалистических критиков мифотворчества. Со временем эта критика становится все более изощренной, детализированной и скрупулезной и даже сокрушительной. В результате сложилось новое отношение к мифу. Теперь миф рассматривается не как аллегория, а просто как бессмыслица, ничем не обоснованное пустое воображение, порожденное неправильным истолкованием событий или слов; ничего общего не имеющий с действительностью полет фантазии, скорее вредный, чем полезный. Такое представление о мифе весьма живуче. Оно пережило столетия и существует в модифицированных формах и в настоящее время. Его подпитывают пласты массового сознания, ориентированные на прагматически трактуемые принципы непосредственного здравого смысла.

Итак, в досократический период античной культуры мифология была преодолена лишь в частных областях логико-рациональной деятельности сознания. Общее мировосприятие по-прежнему пронизано мифологическо-мистическими переживаниями. До мировоззренческого преодоления мифологии еще далеко.


Вы читаете полную версию - "Бич Гомера"



Рекомендуем просмотреть