Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » От мифа к утопии

От мифа к утопии



А как же традиционная мифология? По Платону, традиционные мифы - это, вообще говоря, ложь, но есть в них и истина, форма сознания, которая может как содержать элемент правды, так и не содержать его и, таким образом, ничем не отличаться от детских сказок. Вместе с тем миф способен в некоторых случаях выполнять воспитательную функцию и в таком своем качестве может быть полезен государству.

Платон возлагает большие надежды на социальную функцию мифа. Если люди верят в Кадма или драконовы зубы, писал он, - то они поверят во что угодно. Миф - это важнейшее средство нравственного воспитания личности, основа этического регулирования общественной жизни. Рационально постигать общество могут только философы-правители. Массам же нужны мифы. Причем не любые, а только те, которые направляют человека к добродетели. С точки зрения Платона, творчество Гомера и Гесиода, в которых боги представлены как носители низких моральных качеств, не относится к таким добродетельным мифам. Потому этим великим мифотворцам нельзя поручать серьезные воспитательно-государственные функции, а значит, им нет места в его идеальном государстве.

Таким образом, творчество Платона вовсе не чуждо мифологии. Кроме того, что его философская система несет в себе глубинные мифологические черты, сплошь пронизана мифологической образностью, Платон усматривает в мифе определенные социально-конструктивные функции. Опирается он при этом, во-первых, на то, что в мифе можно выразить некоторое правдоподобие, и есть такие вещи, где "приходится удовольствоваться правдоподобным мифом, не требуя большего". Во-вторых, он считал, что миф можно воплотить в социальной жизни и однажды заявить, что миф мы "перенесли в действительность".

Миф у Платона выступает как образно-волевое начало, которому подвластен мир социального становления. В своем понимании мифа Платон перенес акценты с поэтическо-фантастического аспекта на целеорганизующее, волевое начало. Ведь миф несет в себе волевую интенциональность, стремление к осуществлению желаемого. Все это закономерно приводит к социальному утопизму, который является оборотной стороной мифа. Проект платоновского идеального государства - это откровенный миф. Платон совершенно не скрывал этого. Свое утопическое творчество он строил на мифологических представлениях, в которые он верил настолько, что уже и не отличал их от реальности.

Таким образом, в интерпретации сущности мифотворчества Платон делает новый шаг по сравнению с аллегорической концепцией мифа, которая обращена в прошлое. Он исходит из сознательного противопоставления мотива (смысла) и цели (образа) творчества. Платону не интересен миф, взятый в его прошлом, малопродуктивные дискуссии о соотношении в мифе истинности и ложности, о пользе не только истинного, но и ложного в жизни и др. Миф интересен ему в контексте созидательно-рационального и волевого, целеустремленного творения будущего. Иначе говоря, мифотворчество прельщает Платона в его утопической ипостаси, как средство формирования будущего. Недосказанность мифа может быть компенсирована и (или) дополнена его воплощаемостью в будущем. Такое понимание природы мифологии позволяет Платону с чистой совестью самому быть творцом социального мифа об идеальном государстве.


Вы читаете полную версию - "От мифа к утопии"



Рекомендуем просмотреть