Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Истина и миф

Истина и миф



Трудности процесса познания, рассуждает Аристотель, состоят в том, что человек познает, во-первых, тот мир, который дан ему непосредственно в органах чувств, в чувственном восприятии, и во-вторых, скрытые от непосредственного чувственного восприятия сущности вещей (причины, общее, формы), за которыми в свою очередь лежат первоначала бытия, его первопричины.

Формы отдельных вещей, их сущности и первоначала бытия являются наиболее трудными для познания. Они глубоко скрыты, далеки от чувственных вещей и могут быть постигнуты только мысленно, рационально.

Выделяя два вида познания - эмпирическое (опытное) и ра-циональное (мысленное, логическое), Аристотель вполне реалистично оценивает трудности понимания отношения между этими двумя видами познания. Чувственное восприятие, опыт, пишет Аристотель, дает человеку "знание единичного". Такое знание важно и необходимо, ибо тот, "кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается". Но опыт не дает знания сущего, начал вещей, их форм.

Опытное знание не является доказательным, обоснованным знанием. Доказательное, обоснованное знание дается только разумом, постигающим не единичное, а общее в вещах, их форму. При этом, с точки зрения Аристотеля, разум постигает содержание общего, необходимого, причинного непосредственно.

Непосредственное познание общего разумом возможно в силу того, что разумная человеческая душа сопричастна вечному бессмертному, активно созидающему божественному Разуму. Возможность познания человеком общего не является врожденной, она потенциально содержится в сознании. Для того чтобы перейти от потенциального в реальное существование, необходимо направить ум с помощью чувственного представления на созерцаемую область, т. е. как бы инициировать непосредственное усмотрение разумом причин, форм, сущности вещей. Это не переход от представления к понятию, от чувственного к рациональному, а ини-циирование с помощью представления генезиса понятия, превращение понятия из его потенциального в реальное существование. Таким образом, Аристотель решающую роль отводит все-таки рациональному познанию: непосредственному усмотрению разумом содержания общего, начал, причин бытия и дедуктивному выведению из них знаний о единичных, конкретных вещах.

На этом пути рационалистической гносеологии выстраивается и аристотелевская концепция истины. Аристотель определяет истину как "соответствие мыслей действительности". Истина существует не в природных вещах, а в мыслях человека. "Истину говорит тот, - пишет Аристотель, - кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами". Задача познания как раз и состоит в том, чтобы, постигая разумом начала, принципы бытия и дедуктивно выводя из них знания о единичных вещах, организовывать знание так, чтобы соединенному в бытии соответствовало соединенное в разуме, а разъединенному в бытии - разъединенное в разуме.

А как соотносятся между собой истина и миф? Ведь содержание мифов очень трудно отнести к истинному знанию. Содержит ли миф истину? В какой мере истина может содержаться в мифе?


Вы читаете полную версию - "Истина и миф"



Рекомендуем просмотреть