Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Миф как удивление

Миф как удивление



Отношение Аристотеля к мифотворчеству определяется близостью мифа и к философии, рациональному познанию, и к поэтическому искусству. И философия, и поэзия отражают фундаментальные свойства природы человека. Происхождение философии Аристотель выводит из глубинного чувства удивления человека перед тайнами природы, жизни. Такое же понимание он переносит и на мифологию: "Тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного". Историко-культурную значимость мифологии Аристотель усматривает в том, что мифология - это первая из известных нам ценная попытка древних людей понять смысл, причины бытия. В мифологии проявляются несомненное удивление человека перед миром и стремление познать его.

Миф, по Аристотелю, есть первичное и упрощенное знание, не нуждающееся в доказательности, обоснованности. Это делает мифы удобными для внушения толпе, помогает обеспечивать соблюдение ею законности. Как и для Платона, для Аристотеля важна соционормативная функция мифа в культуре. Миф как недоказательное знание является более простым и привычным, а значит, и более понятным для массового сознания, для толпы, чем наука и философия. Миф способен выполнять функции убеждения толпы и поддержания законности.

Вместе с тем для Аристотеля несомненно и теснейшее родство мифа и поэтического творчества. На миф могут быть перенесены общие причины порождения поэтического искусства: "Породили поэтическое искусство явным образом две причины, и обе естественные. Ведь подражать присуще людям с детства; люди тем ведь и отличаются от остальных существ, что склоннее всех к подражанию, и даже первые познания приобретают путем подражания, и результаты подражания всем доставляют удовольствие".


Вы читаете полную версию - "Миф как удивление"



Рекомендуем просмотреть