Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества » Сущность мифа, по Аристотелю

Сущность мифа, по Аристотелю



Сущность мифа, по Аристотелю, может быть охарактеризована через три фундаментальные черты человеческой природы: удивление, подражание и удовольствие.



В отличие от Платона, Аристотель - сторонник "золотой середины" - не склонен был резко противопоставлять друг другу поэтическое и познавательное. Потому и оценка мифотворчества становится у него взвешенной и объективной. Он видит в художественном творчестве и способность познавать сущность вещей, и способность вызывать эстетическое наслаждение. В мифологическом творчестве много неистинных положений, явно ложных суждений, масса логических ошибок и попросту нелепостей, но они, по Аристотелю, лежат в русле общих требований, предъявляемых к художественному произведению как целому и имеют свое обоснование. Они необходимы потому, что способны вызывать удивление, удивление же (а значит, и мифотворчество) несет с собой эстетическое наслаждение. "Сочинять чудесное надобно в трагедии, но в эпопее, - пишет Аристотель, - еще охотнее допускается немыслимое, а оно-то и есть главная причина чудесного... [А само по себе] чудесное приятно".

Аристотель заложил основание абстрактно-рационального анализа событийной стороны мифа. Миф есть повествование о некотором событии. Любой миф есть некий сюжет, в котором отражены (неважно, объективные или необъективные, имевшие или не имевшие место) отношения между героями (богами, людьми). Такие отношения носят инвариантный характер, "кочуют" из мифа в миф. Они содержат в себе завязку (введение действующих лиц, определение, как правило, конфликтных отношений между ними и развитие этих отношений в обобщенных ситуациях) и развязку (то, чем разрешается ситуация, конфликт). Поэтому Аристотель широко употребляет термин "миф" в значении "фабула", "сюжет", "сказание". Он пишет: "Подражание действию есть сказание (mythos). Сказанием я называю сочетание событий".

Почти вся древнегреческая классическая трагедия черпала свои образы, сюжеты из древних мифов. Мифология выступала грандиозным арсеналом сюжетных структур для повествовательного творчества. Но Аристотель называет мифами и сюжеты тех комедий, которые комедиографы не заимствовали в мифологии, а составили сами. Здесь как бы подчеркивается, что объективная значимость мифологии выражена инвариантностью ее сюжетов. Своей трактовкой сущности мифа как фабулы Аристотель закладывал основы получившей значительное развитие уже в эллинистический период фабульной мифографии.

Качественно новый этап в развитии интерпретаций природы мифа складывается в эпоху эллинистическо-римской культуры.


Вы читаете полную версию - "Сущность мифа, по Аристотелю"



Рекомендуем просмотреть