Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества

Аристотель о сущности мифа

Аристотель о сущности мифа


Качественно новый этап в рационализации представлений о мифологии мы видим в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

Аристотель - величайший древнегреческий мыслитель, систематизатор античной науки и культуры, обладавший неимоверной четкостью мысли, энциклопедизмом, учитель и наставник Александра Македонского. Родился Аристотель в Стагире, жил в Афинах, в течение 20 лет учился в Академии Платона, был его лучшим учеником. Впоследствии открыл в Афинах собственную философскую школу - Ликей. Во времена Аристотеля полисная культура исчерпывает свои потенциальные возможности и клонится к закату. Философское учение Аристотеля явилось одновременно и универсальным синтезом всех достижений древнегреческой полисной культуры, и исходной платформой философии и науки эпохи эллинизма.

Мусс из щавеля который по преданию был священой едо древних греков, всегда ели с картошкой.

Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против пла-тоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель пишет: "Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть". И далее продолжает: "Как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?". Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, пространственной отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные ...

читать полную версию - "Аристотель о сущности мифа"


Истина и миф

Истина и миф


Трудности процесса познания, рассуждает Аристотель, состоят в том, что человек познает, во-первых, тот мир, который дан ему непосредственно в органах чувств, в чувственном восприятии, и во-вторых, скрытые от непосредственного чувственного восприятия сущности вещей (причины, общее, формы), за которыми в свою очередь лежат первоначала бытия, его первопричины.

Формы отдельных вещей, их сущности и первоначала бытия являются наиболее трудными для познания. Они глубоко скрыты, далеки от чувственных вещей и могут быть постигнуты только мысленно, рационально.

Выделяя два вида познания - эмпирическое (опытное) и ра-циональное (мысленное, логическое), Аристотель вполне реалистично оценивает трудности понимания отношения между этими двумя видами познания. Чувственное восприятие, опыт, пишет Аристотель, дает человеку "знание единичного". Такое знание важно и необходимо, ибо тот, "кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается". Но опыт не дает знания сущего, начал вещей, их форм.

Опытное знание не является доказательным, обоснованным знанием. Доказательное, обоснованное знание дается только разумом, постигающим не единичное, а общее в вещах, их форму. При этом, с точки зрения Аристотеля, разум постигает содержание общего, необходимого, причинного непосредственно.

Непосредственное познание ...

читать полную версию - "Истина и миф"


От мифа к утопии

От мифа к утопии


А как же традиционная мифология? По Платону, традиционные мифы - это, вообще говоря, ложь, но есть в них и истина, форма сознания, которая может как содержать элемент правды, так и не содержать его и, таким образом, ничем не отличаться от детских сказок. Вместе с тем миф способен в некоторых случаях выполнять воспитательную функцию и в таком своем качестве может быть полезен государству.

Платон возлагает большие надежды на социальную функцию мифа. Если люди верят в Кадма или драконовы зубы, писал он, - то они поверят во что угодно. Миф - это важнейшее средство нравственного воспитания личности, основа этического регулирования общественной жизни. Рационально постигать общество могут только философы-правители. Массам же нужны мифы. Причем не любые, а только те, которые направляют человека к добродетели. С точки зрения Платона, творчество Гомера и Гесиода, в которых боги представлены как носители низких моральных качеств, не относится к таким добродетельным мифам. Потому этим великим мифотворцам нельзя поручать серьезные воспитательно-государственные функции, а значит, им нет места в его идеальном государстве.

Таким образом, творчество Платона вовсе не чуждо мифологии. Кроме того, что его философская система несет в себе глубинные мифологические черты, сплошь пронизана мифологической образностью, Платон усматривает в мифе определенные социально-конструктивные функции. ...

читать полную версию - "От мифа к утопии"


Бич Гомера

Бич Гомера


Древние называли Зоила "собакой красноречия" и "бичом Гомера" за то, что он посвятил свою деятельность насмешкам над Гомером и ниспровержению поэм древнего аэда.

В древности о Зоиле, риторе, философе, написавшем против поэзии Гомера девять книг, в которых он хулил творчество великого эллина и насмехался над ним, было сложено немало легенд. Так, по одной из них, жители города Олимпии признали Зоила виновным в порицании Гомера и сбросили его со Скиронидских скал. По другой, Александру Македонскому, когда он плыл на корабле и искал, чем занять свободное время, предложили ознакомиться с работой Зоила против Гомера. Узнав от собеседников о том, чему она посвящена, Александр Македонский не читая выбросил ее за борт со словами: "Как можно дерзать писать против Гомера!".

Смерть Зоила в различных легендах описывается по-разному. Но во всех легендах конец его жизни один - позорная смерть. Кроме версии, что его сбросили со скалы, существовали и другие: он был распят Филадельфом на кресте; на Хиосе - забросали его камнями; на Смирне - живым бросили в костер. Рьяное бичевание Гомера в народном сознании ассоциировалось с низменными моральными качествами критика, заслуживающего лишь позорной смерти.



Дело обстояло, по-видимому, не так просто, как это отражено в древних легендах. Зоил обличал Гомера не с моральных и религиозных позиций, как это делали большинство "порицателей", ...

читать полную версию - "Бич Гомера"


Платон и мифология

Платон и мифология


В центре творчества Платона (427-347 гг. до н. э.) - важнейшая философская проблема связи между категориями, понятиями, логическими структурами сознания и действительным миром чувственных вещей. В разработке своего учения он вполне после-дователен, логичен, рационален, оставаясь при этом в меру фантастом и утопистом. Отталкиваясь от выявленной еще элеатами (Парменид, Зенон, Мелисс и др.) противоположности двух картин мира - той, которая получена с помощью органов чувств, и той, которая выстраивается процессами логического мышления, Платон становится на путь "удвоения мира".

Для объяснения очевидной противоположности между чувственным и рациональным воспроизведением реальности он прибегает к мировоззренческому сдвигу - объявляет о наличии не одной, а двух качественно различных реальностей, двух реальных, но совершенно различных миров. Первый мир - это мир множества единичных, неповторимых, подвижных, отражаемых чувствами человека вещей, т. е. материальный мир. Второй мир - это мир вечных, общих и неизменных сущностей, т. е. мир общих идей, понятий; он постигается не чувствами, а разумом.

Идея вещи для Платона не является отражением вещи, а как раз наоборот. Идея вещи, хотя и существует в отрыве от самой вещи, но при этом выступает в качестве некоторого идеального первичного принципа оформления вещей, принципа их конструирования. Идея - это некоторое конструктивное ...

читать полную версию - "Платон и мифология"