Мифология. Мифотворчество » Ранние концепции мифотворчества

Софистические трактовки мифотворчества

Софистические трактовки мифотворчества


В V в. до н. э. античная цивилизация переходит на уровень клас-сического этапа своего развития. Кровно-родовые связи окончательно разорваны полисной организацией жизни. Личность теснейшими узами привязана к полису. Развивается самосознание. Исчезает потребность в том, чтобы вину за поведение (или заслуги) человека списывать за счет богов. Боги как непосредственный фактор нравственной регуляции стали не нужны. Укрепляется сфера индивидуально-нравственной самооценки. Преклонение перед мифами все чаще сменяется их критикой, насмешками над богами. Им приписывается весь набор не самых лучших человеческих качеств, в том числе и пороки людей.



Так, в комедиях Аристофана ("Птицы", "Лягушки" и др.), завер-шавшего во второй половине V - первой половине ГУ в. до н. э. один из самых блистательных периодов в истории древнегреческой литературы и давшего исключительно яркую сатирическую картину политического и культурного состояния Афин в период рабовладельческой демократии, боги не только наделяются преимущественно негативными характеристиками, но им отводятся буквально балаганные роли.



Вместе с тем развивалась и когнитивная сфера сознания, аб-страктно-рациональное мышление. Мудрость, разум все чаще осознаются действенной силой, им отдается предпочтение перед физической силой ("мудрость лучше силы людей"). ...

читать полную версию - "Софистические трактовки мифотворчества"


Характер и развитие аллегорической концепции мифа

Характер и развитие аллегорической концепции мифа


Аллегории присущ ряд важных особенностей, которые определили характер аллегорической концепции мифа и ее историческое развитие.

- Олицетворяемый аллегорией смысл (идея) является господствующим и преобладает над наглядным образом. Идея (смысл) не "растворяется" в образе, а сохраняет свою самостоятельность и остается внешней по отношению к образу; аллегория разводит смысл и образ, но делает это так, что смысл получает преобладание над образом.

- В аллегории смысл и олицетворяющий его образ связаны однозначной определенностью. Развитие однозначной определенности в многозначную превращает аллегорию в символ.

- Любой чувственно-наглядный образ есть некоторая целостность, объединяющая в себе множество сторон, свойств, черт. И только некоторые из них (или даже одна) соответствуют исходной идее, ее смыслу. Вот почему аллегория, как правило, требует мыслительной активности, истолкования, интерпретации черт образа под углом зрения намеков и указаний, содержащихся в системе культуры, ее учениях, воззрениях и др.

- Соединяя содержание смысла (всеобщее) с содержанием образа (особенное), аллегория по сути является абстракцией, которая не исчерпывает собой ни содержания исходной идеи (смысла), ни конкретного содержания образа. Иначе говоря, аллегория есть внешняя, "холодная", безжизненная форма, которая не способствует глубинному раскрытию ни всеобщих смыслов, ни обозначающих их ...

читать полную версию - "Характер и развитие аллегорической концепции мифа"


Проблема мифа

Проблема мифа


Проблема мифа - это проблема не мифологии, а рационально-теоретического, научно-философского познания. Для того чтобы предмет реальности, факт культуры стал объектом научно-философского исследования, необходимо соблюдение некоторых условий.

Во-первых, предмет должен быть эмпирически зафиксирован в своем качественном своеобразии, в своей специфичности.

Во-вторых, должна быть осознана качественная грань между эмпирическим явлением предмета и его не данной непосредственно в чувствах сущностью, сложиться представление, что сущность предмета онтологически отличается от явления.

В-третьих, должно сложится убеждение, что онтологическая грань между явлением и сущностью преодолеваема усилиями разума, абстрактно-рациональными средствами.

При соблюдении этих (по меньшей мере) условий предмет реальности становится объектом научно-философского исследования. В полной мере это относится и к мифу.

Уже в античной мифографии миф был зафиксирован как некая особая форма культуры, которая отличается от рациональных форм, находивших основание и подтверждение в повседневной практике. Воззрения античных мифографов постепенно развивались от представления, что подлинность мифа имеет место, но возможна лишь по отношению к прошлому, к идее о его полном неправдоподобии, о том, что он не содержит истины ни по отношению к настоящему, ни по отношению к прошлому. Возникло осознание качественной грани между мифом ...

читать полную версию - "Проблема мифа"