Мифология. Мифотворчество » Мифологический континуум средневековья

Средневековое сознание

Средневековое сознание


Как на обыденном (во многом еще мифологизированном, наглядно-образном), так и на идеологическом (выраженном системой религиозных монотеистических представлений) уровнях средневековое сознание было по преимуществу оценочным. Точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности - Добро и Зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, горнее и дольнее и др.

Средневековое сознание


Средневековое сознание не было ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Основоположник церковной истории Евсевий писал: "Мы придаем мало значения этим вещам (познанию природных явлений. - В. Н.) не от незнания предметов, возбуждающих удивление людей, но от презрения к бесплодному труду, связанному с ними; мы обращаем внимание на предметы лучшие".

Свою главную функцию средневековое сознание видело в сохранении ценностного равновесия человека и мира (Бога). Способ приобщения к божественному - не знания, а вера (в том числе формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью). И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что "не только ученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость", ребенок, искренне и наивно верующий в Бога, постигнет то, чего не способны понять напичканные ученостью "книжники". Средневековье вере ...

читать полную версию - "Средневековое сознание"


Культурноое наследие античности

Культурноое наследие античности


Средневековье сложно и противоречиво относилось к культурному наследию античности. С одной стороны, средневековая культура (больше на Западе, в меньшей мере в Византии) сложилась в условиях разрыва культурно-исторических традиций с античностью, непримиримой и нередко кровавой борьбы с идеями, идолами и идеалами античного мира. Наиболее радикальные сторонники такой борьбы видели свою цель в том, чтобы превратить отношения этих культурных миров в "вечный покой взаимного небытия".

В "Апостольских постановлениях" эта позиция была высказана с редкой прямотой и непосредственностью: "Удаляйся от всех языческих книг. Что тебе до чуждых для тебя речей, или законов, или ложных пророков, чтение которых отвращает от правой веры легкомысленных людей? Полностью отвращайся от всего чуждого и измышленного дьяволом".



С другой стороны, осмысление античного культурного наследия, диалог с античным прошлым по сути не прекращались в течение всего средневековья, хотя и были различными в разных регионах и в разное время. Самым значительным античное влияние было на Юге Европы, особенно в Италии. Здесь античная традиция никогда не умирала. Она передавалась через латынь, которая в ...

читать полную версию - "Культурноое наследие античности"


Новая христианская мифология

Новая христианская мифология


Результатом религиозно-мифологического синтеза явилась и "новая христианская мифология", христианские мифы и легенды. В литературе проанализированы различные способы образования "христианской мифологии".

Один из них - от фольклорной сказки, через обобщение ее христианскими образами вплоть до полной замены языческих божеств христианскими.

Второй путь состоит в непосредственном перетолковании христианской легенды фольклорным сознанием.

Третий путь - внешнее индуцирование (элементами христианской обрядности, евангельского рассказа, церковного быта и др.) в массовом сознании творческого синтеза христианских и языческих образов и мифов.

Возможны и другие пути такого синтеза. Так, мифологический субстрат содержится и в большинстве художественно-литературных произведений средневековья: в поэзии вагантов, миннезингеров, Данте, в формах карнавальной жизни средневековья и др.

Известны и примеры средневековых мифопоэтических произведений, которые были в большей степени языческими, чем христианскими.

К ним может быть отнесена теокосмогоническая мифология Бернара ...

читать полную версию - "Новая христианская мифология"


Отношение к античной мифологии

Отношение к античной мифологии


Столь же противоречивым было отношение Средневековья к важнейшей составной части античного наследия - античной мифологии. Официальному доктринальному неприятию мифологии всегда противостояли сначала робкие, а затем все более уверенные попытки ее осмысления.

Латинская апологетика не жалела черных красок для критического обличения античной мифологии. Так, сокрушительная критика античной мифологии содержалась в трудах Августина.

Он сосредоточил основное внимание на демонстрации бессилия языческих богов (они по своей природе не могут быть всемогущественными и потому допустили гибель Рима), на аморализме языческой мифологии, ее противоречивости и бессистемности (постоянно путаются функции богов, субординация между ними и т. д.). Латинскими апологетами (например, Минуцием Феликсом) особо подчеркивалось низменное происхождение языческих верований и идолов. Невежество и наивность первобытного человека порождали язычество и идолопоклонство. Только очень наивный человек мог верить в существование кентавров, Гидры, Сциллы и Харибды... Но, кроме того, древние люди превращали в богов образы тех своих царей, которым они воздавали божественные ...

читать полную версию - "Отношение к античной мифологии"


Христианско-языческое двоеверие.

Христианско-языческое двоеверие.


В результате отношение христианства как дезэтнизированной монотеистической мировой религии к этномифологиям и фольклору народов, принявших христианство, в действительности представляло собой взаимовлияние, результатом которого оказалось христианско-языческое двоеверие.

В условиях феодального средневековья сказочный, мифологический колорит все еще во многом был свойствен повседневной жизни, богатой противоречиями и эмоциональными контрастами.

Пленительность, дерзновенность и образность мифологии повышали ее сопротивляемость активной ассимиляторской деятельности церкви, ее стремлению выкорчевать языческие, мифологические, магические элементы в массовом сознании.

Процесс христианизации протекал вовсе не так гладко, как об этом впоследствии писали многие историки церкви. Он встречал значительное сопротивление со стороны населения, особенно крестьянства. В массовом сознании мифологические образы и магическая обрядность так и не были преодолены в полной мере. Причем магические обряды (способствовавшие воссозданию мифологических представлений) удерживались в структурах повседневности даже более ...

читать полную версию - "Христианско-языческое двоеверие."