Мифология. Мифотворчество » Мифологический континуум средневековья » Средневековое сознание

Средневековое сознание



Как на обыденном (во многом еще мифологизированном, наглядно-образном), так и на идеологическом (выраженном системой религиозных монотеистических представлений) уровнях средневековое сознание было по преимуществу оценочным. Точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности - Добро и Зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное, горнее и дольнее и др.

Средневековое сознание


Средневековое сознание не было ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Основоположник церковной истории Евсевий писал: "Мы придаем мало значения этим вещам (познанию природных явлений. - В. Н.) не от незнания предметов, возбуждающих удивление людей, но от презрения к бесплодному труду, связанному с ними; мы обращаем внимание на предметы лучшие".

Свою главную функцию средневековое сознание видело в сохранении ценностного равновесия человека и мира (Бога). Способ приобщения к божественному - не знания, а вера (в том числе формы чувственно-эмоциональной экзальтации, связывавшие человека с божественной первосущностью). И потому, например, Кассиодор глубоко уверен, что "не только ученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость", ребенок, искренне и наивно верующий в Бога, постигнет то, чего не способны понять напичканные ученостью "книжники". Средневековье вере отдает предпочтение перед знанием: "Не следует осуждать науку или какое-либо знание, - отмечал Фома Кемпийский, - (ведь) знание само по себе есть добро и предписано Богом, но знанию следует предпочитать чистую совесть и добродетельную жизнь... Ведь когда придет Судный День, у нас не спросят, что мы читали, но спросят нас, что мы сделали; не спросят нас, хорошо ли мы умели излагать (свои мысли), а спросят нас, жили ли мы по вере".



Средневековье не рассматривало знание как главную цель познания, а трактовало его как побочный продукт познания. Познавательная деятельность была по преимуществу герменевтической, толковательной, значит, опиралась на иерархизированную систему ценностей. Поэтому большую роль в этом сознании играло понятие чуда.

Средневековый человек не формулирует своего отношения к природе как к самостоятельной сущности. В качестве определяющего у него выступает отношение к Богу. Отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Природа лишь проводник воздействия на людей божьей воли. Она является прежде всего арсеналом символов. Значение любой вещи усматривалось не в ее субстрате и функциях, а в тех смыслах, которые ей приданы Богом. Символизация как переход от чувственного образа вещи к идее ее универсально-божественного смысла - здесь одна из самых распространенных мыслительных операций. Она дополнялась операцией аллегоризации, т. е. придания символу, идее некоторого зримого образа.


Вы читаете полную версию - "Средневековое сознание"



Рекомендуем просмотреть