Мифология. Мифотворчество » Мифологический континуум средневековья » Христианско-языческое двоеверие.

Христианско-языческое двоеверие.



В результате отношение христианства как дезэтнизированной монотеистической мировой религии к этномифологиям и фольклору народов, принявших христианство, в действительности представляло собой взаимовлияние, результатом которого оказалось христианско-языческое двоеверие.

В условиях феодального средневековья сказочный, мифологический колорит все еще во многом был свойствен повседневной жизни, богатой противоречиями и эмоциональными контрастами.

Пленительность, дерзновенность и образность мифологии повышали ее сопротивляемость активной ассимиляторской деятельности церкви, ее стремлению выкорчевать языческие, мифологические, магические элементы в массовом сознании.

Процесс христианизации протекал вовсе не так гладко, как об этом впоследствии писали многие историки церкви. Он встречал значительное сопротивление со стороны населения, особенно крестьянства. В массовом сознании мифологические образы и магическая обрядность так и не были преодолены в полной мере. Причем магические обряды (способствовавшие воссозданию мифологических представлений) удерживались в структурах повседневности даже более цепко, чем мифологические образы. Так, по словам лионского епископа IX в. Агобарда, обратившего внимание на массовый характер увлечения магическими обрядами, "христиане верят нелепейшим вещам, в какие раньше ни за что бы не поверили язычники, не ведавшие Творца".

Религиозная (и вообще никакая) идеология не может целиком и полностью подчинить себе массовое сознание. Под покровом монотеизма в средневековом массовом сознании всегда скрывались мощные пласты мифологического мироощущения. Эти пласты подпитывали собой христианизированные сферы средневековой духовной культуры, взаимодействовали с ними, преобразовывали их, в их недрах творился религиозно-мифологический синтез.

Например, там, где выкорчевать язычество напрямую не удавалось, применялись более тонкие способы - переосмысление и приспособление к монотеизму образов мифологического сознания. Основные черты этого процесса: забвение многих высших языческих богов, придание нового смысла языческим богам "второго и третьего эшелона", сближение мира ангельского с миром языческих богов, формирование новых представлений об отношениях сакрального и профанного. Через переосмысление пантеона мифологических богов был сформирован христианизированный комплекс "низшей демонологии".


Вы читаете полную версию - "Христианско-языческое двоеверие."



Рекомендуем просмотреть