Мифология. Мифотворчество » Мифологический континуум средневековья » Новая христианская мифология

Новая христианская мифология



Результатом религиозно-мифологического синтеза явилась и "новая христианская мифология", христианские мифы и легенды. В литературе проанализированы различные способы образования "христианской мифологии".

Один из них - от фольклорной сказки, через обобщение ее христианскими образами вплоть до полной замены языческих божеств христианскими.

Второй путь состоит в непосредственном перетолковании христианской легенды фольклорным сознанием.

Третий путь - внешнее индуцирование (элементами христианской обрядности, евангельского рассказа, церковного быта и др.) в массовом сознании творческого синтеза христианских и языческих образов и мифов.

Возможны и другие пути такого синтеза. Так, мифологический субстрат содержится и в большинстве художественно-литературных произведений средневековья: в поэзии вагантов, миннезингеров, Данте, в формах карнавальной жизни средневековья и др.

Известны и примеры средневековых мифопоэтических произведений, которые были в большей степени языческими, чем христианскими.

К ним может быть отнесена теокосмогоническая мифология Бернара Сильвестра (середина XII в. "De mundi uriversitate"), в которой рассказывалось о том, как природа возникает из хаотической материи, упорядоченной "Нусом", и даже не упоминались "шесть дней Творения". На Севере и Северо-Западе Европы живы были еще скандинавские мифы, сохранившиеся в "Эдде": "Мир героической поэзии (в ее архаических пластах) - это не психологизированный мир свободного волеизъявления или самоутверждения героя; это мир мифа, магии и ритуала. Ранние героические песни "Эдды" восходят к столь же далекой и архаической стадии, как и песни о богах".



Таким образом, в средневековой культуре существовал мощный пласт мифологического сознания, грандиозный мифологический континуум. Он включал в себя образы и сюжеты иудаистской мифологии, античной, эллинистически-римской мифологии, мифологические традиции народов Востока, мифологические образы культуры новоокрещенных народов Европы (кельтские, романские, германские, славянские и др.), а после Реконкисты и Крестовых походов (общения с исламским миром, византийско-православным культурным ареалом) - мифологические образы византийской, арабской, персидской и других культур. Этот мощный континуум мифологических структур частично был "перекодирован" в символы монотеистической религиозности, породив различные формы "вторичной мифологизации", частично остался инородным элементом по отношению к христианству.


Вы читаете полную версию - "Новая христианская мифология"



Рекомендуем просмотреть