Мифология. Мифотворчество » Мифологический континуум средневековья

Отношение к мифотворчеству

Отношение к мифотворчеству


Отношение к мифотворчеству в средневековье было противоречивым, исторически переменчивым, определялось многими обстоятельствами. Мифология - пьедестал и исток религии. В мифологии еще отсутствует божественная самость, но уже так или иначе присутствует идея сверхъестественной активности, которая является отчужденным выражением человеческой самодеятельности.

В религии мифологическое сознание в определенной (и существенной) мере рационализируется. Монотеизм по сравнению с первобытной мифологией более абстрактен и более рационализирован. Он выступает как рационализированное учение о Боге, как некая доктрина трансцендентного абсолюта, как (в той или иной мере) абстрактная теология. Религиозное мировоззрение как носитель потусторонней "истины" сознательно противопоставляет себя непосредственной чувственной достоверности.

В монотеизме рационализируются как содержательные, так и структурные компоненты сознания (преодолевается неразличение материального и идеального, объективного и субъективного, когнитивного и ценностного, вещи и ее образа в сознании субъекта и т. п.). Это приводит к тому, что в религии сверхъестественное трансцендируется. Трансцендентный абсолют (Бог) принципиально недоступен непосредственному чувственному восприятию, но доступен особому ощущению, которое не поддается полному выражению ...

читать полную версию - "Отношение к мифотворчеству"


Деятельность и общение в эпоху Средневековья

Деятельность и общение в эпоху Средневековья


Эпоха Средневековья - один из величайших и колоритнейших периодов истории человечества. Он зародился на развалинах и пожарищах эллинистически-римского мира, рухнувшего под безжалостным натиском полчищ варварской, все сметающей на своем пути конницы, а завершился спустя более чем через тысячелетие крушением феодально-крепостнического режима под ударами буржуазных революций XVI-XVIII вв. "Закованное в латы" Средневековье - эпоха одновременно и мрачная, и яркая.

Она насыщена драматическими эпизодами многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями. Она полна изуверства, подавления малейших проявлений свободной человеческой мысли в пламени костров; ужасных памятников человеческого безумия - вроде крестовых походов, в том числе детских. В то же время она несла с собой самобытный, неповторимый и даже сейчас не во всем нами понятый тип культуры. Причем культуры в своей сущности высокодуховной, часто личностно-бескорыстной, а также импровизационной, с празднично-игровой, маскарадной формой радости и ликования, такой культуры, которая умела и возвысить человека, и приземлить его.

Но Средневековье - это еще и эпоха высокого взлета рациональности, первых успехов научной, правовой, моральной и ...

читать полную версию - "Деятельность и общение в эпоху Средневековья"


Ценностно-эмоциональный характер средневекового сознания

Ценностно-эмоциональный характер средневекового сознания


Привязанность к земле, малая подвижность населения, подчиненность образа жизни ритмике природных процессов, слабость отношений общения - характерные черты средневековья. Средневековое мироощущение существенно определялось чувственно-эмоциональным отношением (переживанием) к своему дому, к своей усадьбе, к семье, общине.

Как и в древности, человек в своем сознании наделял себя природными качествами, а природу - человеческими. Все это наделяло средневековое сознание весомыми моментами первобытного мифологизма. Наследие первобытного, мифологического мышления здесь еще сильно. Античный опыт во многом утерян или попросту еще не усвоен. Потому в средневековом сознании еще слабо устанавливаются различные границы между вещами, а любая ассоциация на основе какого бы то ни было сходства может легко превращаться в представление о мистической сущностной связи; мир сплошь символизирован, вещи придается прежде всего сигнификационное, знаковое значение.

Средневековому сознанию были свойственны повышенная эмоциональность, экзальтированность. Средневековый человек быстро и легко переходит из одной крайности в другую: от слез к смеху и от смеха к слезам, от суровой, лишенной радости, религиозной аскезы к пестрому, развлекательному, зрелищному, насыщенному игрой образов празднику; он все время допускает смешение фарса и ...

читать полную версию - "Ценностно-эмоциональный характер средневекового сознания"