Мифология. Мифотворчество » Мифология и история

Цивилизация

Цивилизация


Наполеоновские войны и разочарование в идеалах Великой французской революции принесли с собой и новое мироощущение, характеризующееся состояниями тревоги, беспокойства и неуверенности. А вместе с ним - идею относительности цивилизации, образы не только ее прогресса, но и гибели, заката и погружения в пучину. Это настроение находит свое выражение у идеологов Реставрации, утопического социализма. Цивилизация как идеал меркнет. Учащаются призывы "освободить человечество от хаоса цивилизации". Цивилизации все чаще придается значение определенной исторически преходящей фазы общественной жизни.

Цивилизация


В таком понимании история любого европейского народа становится историей многих цивилизаций. Формируется новое значение этого термина, в котором вполне допустимым оказывается рассуждение о "первобытных цивилизациях", т. е. культурах тех или иных этносов, племен, находящихся на той стадии дикости или варварства, которые в XVIII в. как раз и противопоставлялись цивилизованности. Есть Цивилизация и цивилизации. Образ Цивилизации окрашивается в мрачные тона: Цивилизация неизменно сопряжена с сумерками истории, ее отживающими формами.

С точки зрения отражавшего такое мироощущение Шопенгауэра, мир страшен и трагичен. Миром никто - ни Бог, ни судьба, ни провидение - не управляет. Никакой Бог в мире не обитает. Неизменные законы бытия влекут мир через бесконечную огромность времени и пространства. При этом вечная сущность мира не зависит от его ...

читать полную версию - "Цивилизация"


От романтизма к реализму

От романтизма к реализму


ервая половина XIX в. - время бурного развития индустриального общества в Европе и Америке. Великая французская революция и наполеоновские войны ускорили разложение феодализма в странах Европы и открыли простор росту капитализма. В первой половине XIX в. во всех передовых странах Европы происходит промышленный переворот. Основой промышленности становится машинное производство.

Накопление капитала и расширенное воспроизводство делают индустриальную цивилизацию эпохой небывалого ранее роста производительных сил. Кардинально преобразуются все области общественной жизни - социальные отношения, сферы политики, культуры, науки. Машинная индустрия требует постоянного совершенствования техники, а это в свою очередь порождает потребность в постоянном развитии естествознания, которое начинает выступать в качестве важнейшей производительной силы общества.

Все больше рационализируется обыденное сознание, в том числе и сознание крестьянских слоев, которое особенно склонно к воспроизводству мифологических структур. В духовной культуре ...

читать полную версию - "От романтизма к реализму"


Евангельские чудеса

Евангельские чудеса


По мнению Д. Штрауса, евангельские чудеса - продукты коллективного мифотворчества одной крупной религиозной общины. Такая религиозная община выразила свои верования, свои коренные идеи, свое мироощущение, в котором нашлось и место чуду. Формы выражения включали в себя и бессознательное поэтизирование, и сознательное поэтическое творчество (особенно четвертое евангелие, от Иоанна). Таким образом, по Д. Штраусу, евангельское повествование - не божье откровение и не обман, а результат спонтанного мифотворчества, направлявшегося мессианскими пророчествами и ожиданиями.

По мнению Д. Штрауса, реальный Иисус умер на кресте и был похоронен вместе с преступниками. Но он еще до собственной казни пробудил в своих учениках пылкую и беззаветную веру в свое воскрешение.

Потому в сознании религиозной общины сын человеческий превратился в Сына Божия; искусный врач-человеколюб превратился в существо, способное воскрешать людей. Высоко одаренный индивид, детище своего народа, своей эпохи, умный учитель народа и проповедник гуманистических ценностей в их сознании превратился в сына Бога, воскресшего и ...

читать полную версию - "Евангельские чудеса"


Трактовка мифа романтиками

Трактовка мифа романтиками


Гегелю близка символическая трактовка мифа романтиками. В мифе нужно видеть форму символизма, свидетельствующую о саморазвитии Абсолютного духа; ведь в ту "эпоху, когда народы создавали свои мифы, они жили поэзией и поэтому осознавали свои самые внутренние и глубокие переживания не в форме мысли, а в образах фантазии, не отрывая общих абстрактных представлений от конкретных образов". Когда поэт-художник воплощал в своем Произведении собственную свободную индивидуальность (т. е. придавал явлению и сущности единство и целостность), он символически выражал и смысл развития Абсолютного духа. Мифология - олицетворение внутреннего смысла Абсолютного духа.

Хотя древний мифологический символизм многократно преобразован историей, тем не менее его можно постичь и расшифровать средствами научно-рационального анализа. В результате мы получим рационально-философскую картину постижения Бога как духовного Абсолюта. Именно эту задачу решал Гегель в своих трудах "Эстетика" и "Философия религии", используя тот богатый эмпирический материал, который был собран Ф. Кройцером.

По Гегелю, миф - закономерная фаза развертывания Абсолютного духа, форма развития само себя постигающего логического мышления (панлогицизм). Миф - это прежде всего ...

читать полную версию - "Трактовка мифа романтиками"


Рациональное прочтение евангельского мифа

Рациональное прочтение евангельского мифа


Романтики весьма робко переносили свои толкования сущности мифа на евангельскую мифологию. Они видели в ней нечто большее, чем обыкновенный миф. По их мнению, библейская история не измеряется земными, "посюсторонними" мерками и лежит за границей научного, рационально-теоретического анализа.

Так, например, Шлейермахер подчеркивал, что четыре евангелия в сущности мифами не являются, их содержание - не миф, а чудо. Образность и поэтичность библейской истории совсем иной природы, чем поэтичность и образность древних мифов. Ведь действующее начало в Христе было не человеческим, а божественным.

Однако рано или поздно должна была подойти очередь рационалистического прочтения и евангельского мифа. Почва для этого была подготовлена просветителями, романтиками, а также рационалистически ориентированной протестантской теологией. Решающий шаг в этом направлении был сделан младогегельянцами.

В христианстве главная тайна человеческой истории скрыта в евангельском мифе о жизни Иисуса Христа, его пришествии, вочеловечивании и чудесном уходе из земного мира в мир "иной", потусторонний. Просветители XVII-XVIII вв. уже подготовили общественное сознание к тому, что в исторических объяснениях следует избегать всего того, что противоречит ...

читать полную версию - "Рациональное прочтение евангельского мифа"