Мифология. Мифотворчество » Мифология и история » От романтизма к реализму

От романтизма к реализму



ервая половина XIX в. - время бурного развития индустриального общества в Европе и Америке. Великая французская революция и наполеоновские войны ускорили разложение феодализма в странах Европы и открыли простор росту капитализма. В первой половине XIX в. во всех передовых странах Европы происходит промышленный переворот. Основой промышленности становится машинное производство.

Накопление капитала и расширенное воспроизводство делают индустриальную цивилизацию эпохой небывалого ранее роста производительных сил. Кардинально преобразуются все области общественной жизни - социальные отношения, сферы политики, культуры, науки. Машинная индустрия требует постоянного совершенствования техники, а это в свою очередь порождает потребность в постоянном развитии естествознания, которое начинает выступать в качестве важнейшей производительной силы общества.

Все больше рационализируется обыденное сознание, в том числе и сознание крестьянских слоев, которое особенно склонно к воспроизводству мифологических структур. В духовной культуре определяющими становятся идеалы и ценности реализма, рационализма, утилитаризма, позитивизма, идеи прогресса, эволюции, развития.

Мощная поступь новой эпохи мимоходом попирала романтические идеалы. Для нее невозможно очарование романтизмом. Над романтизмом безжалостно навис "ужасный холод безучастия". Как мощное общеевропейское культурное движение романтизм исчерпывает свой идейный потенциал во второй четверти XIX в. Меркнут его оторванные от социальной действительности, хотя и привлекательные, дорогие сердцу, возвышенные ценности и установки. Романтики - эти запоздалые представители средневекового мироощущения, скорбящие о прошлом, которое им казалось вечным, - ведут арьергардные бои с новыми идеалами, вырастающими из совершенно иной социальной реальности.

Общественные отношения более прозрачны для рационального анализа, чем межличностные. И потому в обществе, где общественные отношения господствуют над личностными, создаются условия для кардинального изменения социального познания. Формируется убеждение, что общество должно стать таким же предметом позитивного научного изучения, каким начиная с XVII в. является для естествознания природа (тезис О. Конта о необходимости создания "социальной физики"; идеи Г. Спенсера о "социальной морфологии" и "социальной физиологии").

Уже во второй четверти XIX в. в общественном сознании вновь доминируют принцип рационализма, идеалы научности и прогресса, распространяются представления о неизбежном исчезновении в будущем вненаучных форм сознания - религии и мифологии. Миф - удел далекого прошлого. Будущее европейской цивилизации несовместимо с существованием каких-либо форм мифологии.

А господство разума - это значит и господство добра. Правда, не все разделяют эту позицию. Появляются мыслители-одиночки, которые видят историю цивилизации иначе. Одним из них был А. Шопенгауэр.


Вы читаете полную версию - "От романтизма к реализму"



Рекомендуем просмотреть