Мифология. Мифотворчество » Мифология и история » Цивилизация

Цивилизация



Наполеоновские войны и разочарование в идеалах Великой французской революции принесли с собой и новое мироощущение, характеризующееся состояниями тревоги, беспокойства и неуверенности. А вместе с ним - идею относительности цивилизации, образы не только ее прогресса, но и гибели, заката и погружения в пучину. Это настроение находит свое выражение у идеологов Реставрации, утопического социализма. Цивилизация как идеал меркнет. Учащаются призывы "освободить человечество от хаоса цивилизации". Цивилизации все чаще придается значение определенной исторически преходящей фазы общественной жизни.

Цивилизация


В таком понимании история любого европейского народа становится историей многих цивилизаций. Формируется новое значение этого термина, в котором вполне допустимым оказывается рассуждение о "первобытных цивилизациях", т. е. культурах тех или иных этносов, племен, находящихся на той стадии дикости или варварства, которые в XVIII в. как раз и противопоставлялись цивилизованности. Есть Цивилизация и цивилизации. Образ Цивилизации окрашивается в мрачные тона: Цивилизация неизменно сопряжена с сумерками истории, ее отживающими формами.

С точки зрения отражавшего такое мироощущение Шопенгауэра, мир страшен и трагичен. Миром никто - ни Бог, ни судьба, ни провидение - не управляет. Никакой Бог в мире не обитает. Неизменные законы бытия влекут мир через бесконечную огромность времени и пространства. При этом вечная сущность мира не зависит от его законов. Такой сущностью является Воля. Мир и все его явления - эманация неизменной и бесконечной Воли - некоего абсолютно самодостаточного основания бытия. Мир как воля - это "вечное становление, бесконечный поток". Воля "питается" сама собой, она ненасытна, страдательна, не имеет ни начала, ни конца, бессознательна, не имеет цели и потому абсурдна. Мир, одушевленный Волей, лишен всякого смысла. А жизнь человека в нем - это "многообразное страдание и состояние вполне несчастное", постоянное желание и бесконечное мучение, безутешная надломленность, отчаяние, обреченность, борьба эгоизмов (доходящая до бескорыстного наслаждения чужим страданием), неизбежно заводящая индивида в жизненный тупик. Слепота мировой Воли порождает все беды в истории общества и природы.



Все мысли о божественности человека, об общественном прогрессе - это предрассудок глупцов. Мировая Воля - злое, саморазрушительное стремление, голая и голодная агрессивность, поэтому мир явлений, порождаемых ею, безысходен, не развивается. Шопенгауэр сформировал мироощущение абсолютного пессимизма, категорического жизнеотрицания, негативного отношения к жизни, заведомо несущей зло, несовместимой со счастьем и бессмысленной.

Правда, в его философии присутствует ориентация на спасительную силу морали. Шопенгауэр оставлял некоторую надежду на моральное спасение личности. Такое спасение он видел в чувстве вины и сострадании, в обращении к человечности. Слепую Волю можно заставить повернуть вспять, если осветить ее силой сострадания, человечности, чувством вины. Только обращение к человечности способно преодолеть зло эгоистически замкнутого существования, открыть "дверь в свободу", достичь подлинного блага. Но мнение Шопенгауэра должным образом не было оценено даже философской элитой, не говоря уже о массовом сознании. К пророчествам Шопенгауэра долгое время не прислушивались.

В 1830-х гг. романтизм с его созерцательно-мечтательной идеализацией мифотворчества, возвышенно-эмоциональным толкованием его, преклонением перед мифом во всех его ипостасях исчерпал свой идейно-художественный и философско-теоретический потенциал. На смену романтизму приходит реализм, ориентированный на рационалистическое, объективное и практически-заинтересованное познание и освоение действительности. Вместе с реализмом зарождаются и новые концепции, теории мифотворчества.


Вы читаете полную версию - "Цивилизация"



Рекомендуем просмотреть