Мифология. Мифотворчество » Мифология и история » Трактовка мифа романтиками

Трактовка мифа романтиками



Гегелю близка символическая трактовка мифа романтиками. В мифе нужно видеть форму символизма, свидетельствующую о саморазвитии Абсолютного духа; ведь в ту "эпоху, когда народы создавали свои мифы, они жили поэзией и поэтому осознавали свои самые внутренние и глубокие переживания не в форме мысли, а в образах фантазии, не отрывая общих абстрактных представлений от конкретных образов". Когда поэт-художник воплощал в своем Произведении собственную свободную индивидуальность (т. е. придавал явлению и сущности единство и целостность), он символически выражал и смысл развития Абсолютного духа. Мифология - олицетворение внутреннего смысла Абсолютного духа.

Хотя древний мифологический символизм многократно преобразован историей, тем не менее его можно постичь и расшифровать средствами научно-рационального анализа. В результате мы получим рационально-философскую картину постижения Бога как духовного Абсолюта. Именно эту задачу решал Гегель в своих трудах "Эстетика" и "Философия религии", используя тот богатый эмпирический материал, который был собран Ф. Кройцером.

По Гегелю, миф - закономерная фаза развертывания Абсолютного духа, форма развития само себя постигающего логического мышления (панлогицизм). Миф - это прежде всего форма чувственно-образного постижения мира, "форма изложения, которая... вносит чувственные образы, изготовленные для представления, а не для мысли" Миф становится у Гегеля не формой субъективного произвола или иллюзии, заблуждения, а простейшей формой постижения истины. В мифе скрытое в созерцании содержание впервые просвечивает себя в образах "одушевленных сил", индивидуализированных богов и др.

Мифы рождаются на основе природного созерцания и сами являются источниками поэзии. При этом первобытный миф как событие, не "обладающее исторической достоверностью", является одним из элементов религиозной зависимости. В своем религиозном качестве он признан выразить субъективное представление божественной жизни в ее движении и развитии. Миф есть "начало духовной религии в человеческом воплощении"; здесь ведущим моментом становится собственно человеческое содержание, воплощенное в индивидуализированных образах богов.

В "Эстетике" Гегель много страниц уделяет характеристикам мифопоэтического творчества народов на ранних этапах их истории. Среди таких характеристик антропоморфизация природы в мифе, мифологическое олицетворение природы; непосредственное единство значений и образов в мифе; отсутствие противоречий между предметом и образом, между образом и мыслью. Мифология у Гегеля - это пройденная и "снятая" ступень в истории саморазвития Абсолютного духа. С его точки зрения, мифология уже давно преодолена высшими рациональными формами сознания. (Эта сторона гегелевских воззрений была целиком заимствована - через младогегельянство - марксизмом.) Взгляды Гегеля на мифотворчество получили развитие у младогегельянцев.


Вы читаете полную версию - "Трактовка мифа романтиками"



Рекомендуем просмотреть