Мифология. Мифотворчество » Мифология и история » Евангельские чудеса

Евангельские чудеса



По мнению Д. Штрауса, евангельские чудеса - продукты коллективного мифотворчества одной крупной религиозной общины. Такая религиозная община выразила свои верования, свои коренные идеи, свое мироощущение, в котором нашлось и место чуду. Формы выражения включали в себя и бессознательное поэтизирование, и сознательное поэтическое творчество (особенно четвертое евангелие, от Иоанна). Таким образом, по Д. Штраусу, евангельское повествование - не божье откровение и не обман, а результат спонтанного мифотворчества, направлявшегося мессианскими пророчествами и ожиданиями.

По мнению Д. Штрауса, реальный Иисус умер на кресте и был похоронен вместе с преступниками. Но он еще до собственной казни пробудил в своих учениках пылкую и беззаветную веру в свое воскрешение.

Потому в сознании религиозной общины сын человеческий превратился в Сына Божия; искусный врач-человеколюб превратился в существо, способное воскрешать людей. Высоко одаренный индивид, детище своего народа, своей эпохи, умный учитель народа и проповедник гуманистических ценностей в их сознании превратился в сына Бога, воскресшего и отошедшего к своему Отцу.



Д. Штраус считал, что миф возникает в рамках определенного способа мышления, который присущ любому народу на ранних этапах его истории. Со временем, при успехах образования такой мифологический способ мышления сменяется другим, рационалистическим способом мышления, а мифология остается уделом лишь низших слоев населения, проявляется в их убеждениях, представлениях, предрассудках, суевериях и др. Все чудесное, с точки зрения Д. Штрауса, это не что иное, как бессознательно и спонтанно возникший в реальном историческом процессе миф.

Итак, реальный человек сумел внедрить в народное сознание идею человеческого совершенства и своим поведением придал ей настолько значимый авторитет, что это заложило основы мощной религиозной традиции. Еще дальше, чем Д. Штраус, в критике евангельской мифологии ушел Б. Бауэр, который считал, что евангельская история о рождении, жизни и смерти Христа не заслуживает никакого доверия: она была скомпонована под определенную религиозную программу, отвечавшую духу своего времени. На этом основании Бауэр вообще отрицал конкретно-историческое значение евангелий, рассматривал евангельские рассказы как преднамеренные измышления отдельных лиц, направляемых всемирно-исторической логикой развития "самосознания".

Таким образом, младогегельянцы окончательно разрушили и устранили последнее убежище мистифицированной христианской мифологии - Священное Писание.


Вы читаете полную версию - "Евангельские чудеса"



Рекомендуем просмотреть