Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения

В эпоху Ренессанса

В эпоху Ренессанса


В эпоху Ренессанса была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение когнитивно-доминирующего типа сознания - культура модерна, в котором продуцирование знания превалирует над функцией накопления и умножения ценностей.

В эпоху Ренессанса


Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, разум выходит "из изгнания", куда он был заточен средневековой установкой на первенство веры (над разумом). Преодолевается свойственная Средневековью амбивалентность сознания, нерасчлененность реального и воображаемого миров, отождествление вещи и ее образа, восприятие их как взаимозаменяемых сущностей, переплетение земного и потустороннего. "Царство грез" и иллюзий постепенно сменяется реалистическим видением мира. Более того, новый тип сознания дает возможность устойчивого познания не только внешней стороны мира, сферы явления, но и внутренней, сущностной сферы - видеть мир в его структурообразующих отношениях, как бы "с изнанки".

Новый тип сознания принес с собой новое понимание характера связей между Человеком, Природой и Богом. В эпоху Средневековья определяющей была связь Человека с Богом как высшей ценностью. Связь Человека с Природой, которая рассматривалась как символ Бога, оценивалась как производная. В эпоху Ренессанса мировоззрение переориентируется. На первый план выдвигаются связи человека с Природой, а его связи с Богом трактуются как ...

читать полную версию - "В эпоху Ренессанса"


Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса

Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса


Утерянная Средневековьем культурно-историческая связь с античной мифологией была восстановлена в эпоху Возрождения (XIV в. - начало XVII в.), ставшую величайшим переворотом в системе духовной культуры. Эпоха Возрождения - это эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, усиления социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, эпоха титанов мысли и духа.



Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху "с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым". Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы, на проблемы "потусторонние" у него не остается ни времени, ни сил.

Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и ...

читать полную версию - "Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса"


Человек Ренессанса

Человек Ренессанса


Человек Ренессанса начинает осознавать Время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время - это собственность не Бога, а самого человека.

Формируются представления - об истории как процессе открытом в будущее и богатом новыми возможностями для человека; о культурных дистанциях между разными историческими эпохами; появляется стремление ввести современность с ее специфическими чертами в русло всемирно-исторического движения, увидеть себя глазами других эпох, а может быть, и глазами Вечности. Противоречивость культуры Возрождения в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание искало новое... в античном прошлом.

Тот масштаб социального действия, который исторически сложился к эпохе Возрождения, позволил преодолевать старые, отжившие свой век формы культуры только путем обращения к еще более древним культурным формам. Античная культура становилась духовным резервуаром образов, идеалов, ценностей, стандартов и критериев эстетически-художественного и научного творчества. Именно в ней увидели гуманисты кладезь мудрости, грандиозный массив знаний, форм искусства, морали, с которыми они связывали надежды на выход из тупиков средневековья.

Интерес к античности породил страсть к ...

читать полную версию - "Человек Ренессанса"


Мифологии над действительностью

Мифологии над действительностью


В эпоху Возрождения мифология становится всеобщим символом античности. Античная мифология широко входит в искусство, культуру; древнегреческие и древнеримские мифы становятся аксессуаром ренессансного образа жизни; мифическая образность рассматривается как необходимый элемент новой поэзии, живописи, пластики и т. д. Мощный поток художественных образов, сюжетов, средств выражения поэтического и мистического воображения, различных оттенков чувств, эмоций, страстей - все это античная мифология преподнесла в виде бескорыстного дара Ренессансу, существенно обогатив его мировидение, оживив пласты его художественной образности.

Возрождение закладывает традицию обязательного знакомства образованного человека с мифологией, искусством, литературой, обычаями античности. Уже со школьной скамьи каждый учащийся должен был хорошо знать греческих богов, героев, исторических деятелей древности. Именно в эпоху Возрождения античная мифология стала (и вплоть до наших дней остается) составной частью духовного мира европейски образованной личности.

Вечная поэзия мифа способна придавать искусству нетленность и бессмертие, обогащать его живописно-пластическую и образную ткань. Это отчетливо осознали поэты, художники, ученые Возрождения. Мифологическая образность становится внутренним конструктивным стержнем ...

читать полную версию - "Мифологии над действительностью"


Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией

Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией


Мировоззренческая революция эпохи Возрождения неизбежно должна была привести и к религиозной революции, каковой стала Реформация - духовно-религиозная реакция на потребности становящегося гражданского общества, утверждение ценностей набиравшей силы буржуазии и склонного к компромиссу с ней (обычно мелкого и среднего) дворянства. Реформация выработала такие ценностные установки, которые обеспечили возможность быстрого и уверенного движения западных стран по пути буржуазного развития.

Церковь как социальный институт существенно зависит от экономических, этнокультурных, соционормативных, политических структур общества и вынуждена в той или иной мере приспосабливаться к ним. Плата за невозможность такого приспособления или его неумелое осуществление - разделение единого церковного организма на несколько церквей. Ни одной мировой религии не удалось избежать такого разделения. В истории христианства два таких раздела были наиболее крупными: распад христианства на западную (католицизм) и восточную (православие) ветви, а также Реформация - отделение от западной ветви протестантизма. Каждый из этих процессов сопровождался перетолкованиями исходного евангельского мифа.

Итак, Реформация как духовно-культурный процесс представляла собой попытку нового прочтения Писания, евангельского мифа. Реформаторы ...

читать полную версию - "Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией"