Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения » Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса

Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса



Утерянная Средневековьем культурно-историческая связь с античной мифологией была восстановлена в эпоху Возрождения (XIV в. - начало XVII в.), ставшую величайшим переворотом в системе духовной культуры. Эпоха Возрождения - это эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, усиления социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, эпоха титанов мысли и духа.



Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху "с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым". Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы, на проблемы "потусторонние" у него не остается ни времени, ни сил.

Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх.

И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе - против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами - в ход идут подкуп, коварство, вероломство, яд и нож. Утонченный и вежливый в узком кругу высокообразованных друзей-гуманистов, он беспощаден к своим врагам и побежденного не жалеет. Решающие критерии его поступков не моральные, а беспринципно прагматические - личный успех, выживание и самоутверждение. Универсальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В "посюстороннем" мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет "на свой страх и риск". Для него нет моральных авторитетов. Таким образом, ренессансный индивидуализм требовал не только замены старых моральных норм новыми, но и минимизации роли моральной регуляции в социальном общении.

Индивидуализация личности есть вместе с тем и атомизация общества. "Социальное пространство" становится однородным и анизотропным полем индивидуальных воль, ареной их взаимодействия и общения. Самоидентификация личности в таком "социальном пространстве" может быть осуществлена только по отношению к другим конкретным индивидам, в связях с ними. Бытие индивида все более осознается как совокупность множества отношений с другими индивидами. На мировоззренческом уровне формируется убеждение, что не свойства и субстрат вещи, а отношения вещей составляют их сущность. Мир - это прежде всего отношения вещей.


Вы читаете полную версию - "Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса"



Рекомендуем просмотреть