Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения » В эпоху Ренессанса

В эпоху Ренессанса



В эпоху Ренессанса была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение когнитивно-доминирующего типа сознания - культура модерна, в котором продуцирование знания превалирует над функцией накопления и умножения ценностей.

Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый план познавательную, логико-рациональную активность сознания, разум выходит "из изгнания", куда он был заточен средневековой установкой на первенство веры (над разумом). Преодолевается свойственная Средневековью амбивалентность сознания, нерасчлененность реального и воображаемого миров, отождествление вещи и ее образа, восприятие их как взаимозаменяемых сущностей, переплетение земного и потустороннего. "Царство грез" и иллюзий постепенно сменяется реалистическим видением мира. Более того, новый тип сознания дает возможность устойчивого познания не только внешней стороны мира, сферы явления, но и внутренней, сущностной сферы - видеть мир в его структурообразующих отношениях, как бы "с изнанки".

В эпоху Ренессанса


Новый тип сознания принес с собой новое понимание характера связей между Человеком, Природой и Богом. В эпоху Средневековья определяющей была связь Человека с Богом как высшей ценностью. Связь Человека с Природой, которая рассматривалась как символ Бога, оценивалась как производная. В эпоху Ренессанса мировоззрение переориентируется. На первый план выдвигаются связи человека с Природой, а его связи с Богом трактуются как производные. Главными ценностями становятся Природа и сам Человек. Человек есть прежде всего не божественное, а природное существо, он - "дитя природы", а природа - "колыбель человека". Природа становится главным объектом художественно-эстетического и познавательного интереса.

Кроме того, серьезно трансформируются представления об отношениях "Человек - Бог", "Природа - Бог". В мире все связано со всем, все способно превращаться во все. Все есть Единство в многообразии; оно - богоприрода, или природобог. Философско-рационалистическое преодоление теизма с необходимостью проходит через стадию пантеизма.

Так, у Н. Кузанского познание мира бесконечно, а ведущим средством познания является разум. Для него Мир (богоприрода, или природобог), Вселенная, Универсум бесконечны. Бесконечность мира постижима разумом; а главное средство здесь - метод "совпадение противоположностей". Н. Кузанский принадлежит зрелому Возрождению. А в период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, демонстрирует творческие возможности разума и в конкретно-научном познании: показывает, как можно через выделение и исследование противоречий в сфере явления (в данном случае с помощью принципа относительности) проникнуть в сущность вещей.

Эпоха Возрождения посредством глубокого синтеза имевшегося мыслительного материала, нового способа функционирования культуры, новой системы ценностей сформировала новый тип сознания, в котором его когнитивная составляющая стала доминировать над ценностной. В культуре Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира.

Творческий гений Леонардо да Винчи выразил этот созерцательный мировоззренческий сдвиг в своих рекомендациях молодым художникам. Обобщая опыт ренессансного искусства и намечая пути его дальнейшего развития, он рекомендовал художнику наблюдать жизнь так, "чтобы его не видели".


Вы читаете полную версию - "В эпоху Ренессанса"



Рекомендуем просмотреть