Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения » Человек Ренессанса

Человек Ренессанса



Человек Ренессанса начинает осознавать Время как самоценность, как меру труда, источник материальных благ, как пространство развития способностей личности. Приходит осознание того, что время - это собственность не Бога, а самого человека.

Формируются представления - об истории как процессе открытом в будущее и богатом новыми возможностями для человека; о культурных дистанциях между разными историческими эпохами; появляется стремление ввести современность с ее специфическими чертами в русло всемирно-исторического движения, увидеть себя глазами других эпох, а может быть, и глазами Вечности. Противоречивость культуры Возрождения в этом отношении состояла в том, что ренессансное сознание искало новое... в античном прошлом.

Тот масштаб социального действия, который исторически сложился к эпохе Возрождения, позволил преодолевать старые, отжившие свой век формы культуры только путем обращения к еще более древним культурным формам. Античная культура становилась духовным резервуаром образов, идеалов, ценностей, стандартов и критериев эстетически-художественного и научного творчества. Именно в ней увидели гуманисты кладезь мудрости, грандиозный массив знаний, форм искусства, морали, с которыми они связывали надежды на выход из тупиков средневековья.

Интерес к античности породил страсть к коллекционированию ее творений - древних рукописей, произведений искусства, ремесла. (Легендами овеяны коллекции древностей, собранные Медичи во Флоренции, папские собрания в Риме, Франческо Гонзага в Мантуе и др.). На них строятся и новые идеалы познания, и новые художественно-эстетические критерии, нормы изображения и художественного обобщения.

В античной культуре начинают находить все больше полезных христианству истин и нравственных норм. При обстоятельном знакомстве с античностью оказалось, что античные поэты, мыслители, обличавшие человеческие пороки и прославлявшие добродетели, мало в чем расходятся с этикой христианства. И потому в борьбе с церковным традиционализмом гуманисты все чаще обосновывают необходимость включения античного наследия в христианскую культуру. Так, Эразм Роттердамский следующим образом оценивал значение античной традиции для христианской морали: "Если ты из языческих книг возьмешь самое лучшее и, как пчела, облетая все сады древних, минуешь ядовитый сок, а высосешь только спасительный и благородный, то возвратишь свою душу жизни всеобщей, которую и называют этической, намного более вооруженной". В русле идеи духовного единства христианства и античной культуры происходила и переоценка значимости древнего мифотворчества.


Вы читаете полную версию - "Человек Ренессанса"



Рекомендуем просмотреть