Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения » Мифологии над действительностью

Мифологии над действительностью



В эпоху Возрождения мифология становится всеобщим символом античности. Античная мифология широко входит в искусство, культуру; древнегреческие и древнеримские мифы становятся аксессуаром ренессансного образа жизни; мифическая образность рассматривается как необходимый элемент новой поэзии, живописи, пластики и т. д. Мощный поток художественных образов, сюжетов, средств выражения поэтического и мистического воображения, различных оттенков чувств, эмоций, страстей - все это античная мифология преподнесла в виде бескорыстного дара Ренессансу, существенно обогатив его мировидение, оживив пласты его художественной образности.

Возрождение закладывает традицию обязательного знакомства образованного человека с мифологией, искусством, литературой, обычаями античности. Уже со школьной скамьи каждый учащийся должен был хорошо знать греческих богов, героев, исторических деятелей древности. Именно в эпоху Возрождения античная мифология стала (и вплоть до наших дней остается) составной частью духовного мира европейски образованной личности.

Вечная поэзия мифа способна придавать искусству нетленность и бессмертие, обогащать его живописно-пластическую и образную ткань. Это отчетливо осознали поэты, художники, ученые Возрождения. Мифологическая образность становится внутренним конструктивным стержнем гуманистического творчества, способствует "парению" художественного произведения над повседневностью бытия, над будничностью жизненно-бытийных обстоятельств и поступков.

Вместе с тем ренессансное прочтение античной мифологии далеко от собственно античного оригинала. Античная мифология, ее содержание и мотивы в ренессансной культуре выступали не в их подлинном, а в символическом содержании - как некий комплекс символов громадной жизненной силы.

Это можно проследить в изобразительном искусстве Ренессанса. Здесь мы повсеместно встречаемся с тем, что миф предстает в виде поверхностно схваченной схемы действия, без понимания античного смысла мифологического сюжета, что игнорируется различие культурно-исторических эпох (античности и Возрождения). Сплошь и рядом мифологические образы служили воплощением и колоссальной природной жизненной силы, и божественной несокрушимости, титанизма. Но это не образы античной мифологии; это всечеловеческие, общекультурные символы, в конечном счете - средства рефлексивно-отстраненного взгляда на действительность.



Вы читаете полную версию - "Мифологии над действительностью"



Рекомендуем просмотреть