Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения » Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией

Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией



Мировоззренческая революция эпохи Возрождения неизбежно должна была привести и к религиозной революции, каковой стала Реформация - духовно-религиозная реакция на потребности становящегося гражданского общества, утверждение ценностей набиравшей силы буржуазии и склонного к компромиссу с ней (обычно мелкого и среднего) дворянства. Реформация выработала такие ценностные установки, которые обеспечили возможность быстрого и уверенного движения западных стран по пути буржуазного развития.

Церковь как социальный институт существенно зависит от экономических, этнокультурных, соционормативных, политических структур общества и вынуждена в той или иной мере приспосабливаться к ним. Плата за невозможность такого приспособления или его неумелое осуществление - разделение единого церковного организма на несколько церквей. Ни одной мировой религии не удалось избежать такого разделения. В истории христианства два таких раздела были наиболее крупными: распад христианства на западную (католицизм) и восточную (православие) ветви, а также Реформация - отделение от западной ветви протестантизма. Каждый из этих процессов сопровождался перетолкованиями исходного евангельского мифа.

Итак, Реформация как духовно-культурный процесс представляла собой попытку нового прочтения Писания, евангельского мифа. Реформаторы христианства (Лютер, Цвингли, Кальвин и др.) трактовали свою деятельность как раскрытие подлинного содержания первоначального христианства. Идеологи протестантизма претендовали на единственно верное прочтение Библии и собирали под знаменем борьбы за "истинную веру" сотни тысяч и миллионы сторонников. По сути евангельский миф был проинтерпретирован реформаторами в духе, более соответствовавшем потребностям раннего капитализма.

Реформация опиралась на ряд новых, сложившихся уже в ренессансную эпоху, религиозных и моральных идеалов. Ярко выраженная индивидуальность требует для себя права личного общения с Богом. Реформаторы отвергали авторитет церкви с позиций постулирования непосредственной связи человека с Богом. Не церковь определяет, что есть Священное Писание, а само Писание определяет, насколько церковь соответствует Богу. Бог не позволяет властвовать над душой человека никому, даже церкви. Каждый христианин сам по себе священник. Церковь не имеет права диктовать верующему, как себя вести: ведь это насилие над его совестью. Вера сама подскажет человеку, что ему делать в том или ином случае. Истинная Церковь невидима глазу и зиждется в душах верующих. Причем, такая истинная церковь может быть только демократической, но ни в коей мере не монархической. Каждый, принявший крещение, становится членом невидимой Церкви.


Вы читаете полную версию - "Реформация как рефлексия над новозаветной мифологией"



Рекомендуем просмотреть