Мифология. Мифотворчество » Миф в культуре возрождения

Перестройка системы ценностей

Перестройка системы ценностей


Ренессансная мировоззренческая революция состояла и в кардинальной перестройке ценностей и мотивов, непосредственно определявших стиль жизни, способы общения, структуру повседневности, миропереживание людей, психологическую атмосферу, в которой они жили и творили.



В буржуазной городской среде свободных и независимых ремесленников, торговцев, мастеров, интеллигенции формируется принципиально иная система культурных ценностей, порожденная все более активно-деятельным, преобразующим отношением к миру. Ценятся высокая работоспособность, инициативность, стремление все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть, свершить, личная ответственность за результаты своей деятельности. Средневековое презрение к земному бытию сменяется стремлением к полноте наслаждения земной, чувственной жизнью. Здесь же и такие ценности, как слава, личная доблесть, знание.

Психологический климат ренессансной эпохи был противоречивым и драматичным. Художественно-эстетическими выражениями индивидуализма всегда были интимно-личностный психологизм, мучительный самоанализ, чувственное переживание глубин собственного сознания. Подобные мотивы с самого начала были присущи и культуре Возрождения. Высший идеал такого психологизма - человек должен построить свою жизнь так, чтобы над ним довлела лишь одна всепоглощающая жизненная ...

читать полную версию - "Перестройка системы ценностей"


Отторжение человеческой природы

Отторжение человеческой природы


Человек как порождение Божье полностью находится в его, и только его воле. И в то же время человек абсолютно несоизмерим с Богом: в грехопадении произошло полное отторжение человеческой природы от божественности; человек с самого рождения пронизан греховностью и похотью. Человек оказался в состоянии отчуждения от Бога, утратил возможность богопознания. После грехопадения он лишился свободы выбора, свободы воли; все, что он делает, - греховно. И только полностью разочаровавшись в себе, человек способен обрести Божью благодать.

Никакой индивид и никакая церковная организация не имеют ни малейших прав претендовать на познание Бога, божественной истины. Бог несоизмерим с земной жизнью, и мы даже не можем надеяться на его познание.

Бессмысленно приписывать Богу наши моральные нормы и ожидать от него каких-то направленных действий по спасению конкретного человека. Бог велик настолько, что ничтожный и греховный человек не может надеяться на постижение его; любые рациональные догадки о Боге ведут лишь к новым заблуждениям. Писание настолько выше Разума, что никакой авторитет, даже авторитет Церкви, не может претендовать на его однозначное толкование. Каждый человек свободен в своем собственном толковании Библии. Библию можно и нужно изучать всю жизнь, и при этом нельзя считать, что постиг ее абсолютно. ...

читать полную версию - "Отторжение человеческой природы"


Становление нового типа сознания

Становление нового типа сознания


Если сущность вещи кроется в ее отношениях, то в познании мира важно не только зафиксировать свойства вещей, но и определить те отношения, которыми они связаны и между собой и с субъектом. Как можно зафиксировать в сознании объективные отношения вещей?

Вещи отражаются в нашем сознании в виде наглядно-чувственных образов. Отношения вещей содержатся в этих образах, вплавлены в них. Нужно только уметь их оттуда выделить. Каким образом? Через оперирование образами, их модификации, выявление связей между образами. Такие операции с образами, к счастью, позволяет нам осуществлять наше воображение. Оно обладает, по сути, безграничными конструктивно-идеализирующими возможностями. Образ может быть подвергнут самым различным изменениям. В образ можно добавлять свойства из другого образа; можно отнимать отдельные свойства и переносить в другой образ; образ можно деформировать, причем этой деформации нет предела, ведь конечное всего можно представить и бесконечным.

Отсюда - и повышенный интерес Ренессанса к условным, субъективно конструирующимся, в том числе и к деформированным, искаженным образам. Живопись становится невозможной без законов проекции, перспективы, иллюзии. Новый импульс получает математика - десубстанциализируются геометрические образы, формируются представления об актуальной и потенциальной бесконечности, зарождаются предпосылки аналитической геометрии, теории пределов, понятий дифференцирования и ...

читать полную версию - "Становление нового типа сознания"