Мифология. Мифотворчество » Мифотворчество эпохи эллинизма

Духовный мир личности эпохи эллинизма

Духовный мир личности эпохи эллинизма


В эллинистическую эпоху значительно изменяется духовный мир человека; интенсивнее становятся процессы его дифференциации и диверсификации. Усиливается роль личностного начала в важнейших формах человеческой деятельности. Растет индивидуальное самосознание; обогащается мир человеческих чувств.

Духовный мир личности эпохи эллинизма


На смену строгому, непсихологизированному индивидуализму полисной эпохи приходит психологизированная (интимно-личностная, эмоционально окрашенная, полная повседневной теплоты, переживаний, сердечности) индивидуальность эпохи эллинизма. Личность стремится замкнуться в узком кругу соратников, единомышленников, друзей. Интересы людей с дел общегосударственных, политических все больше переключаются на узкую сферу быта, семьи, межличностных отношений, которая все больше гуманизируется. Возрастает роль морали по сравнению с другими соционормативными формами регуляции поведения личности (правовая, авторитарная и др.).

Преобразования внутреннего мира личности находят свое отражение в литературе и изобразительном искусстве эпохи эллинизма. Появляются портретность, сюжеты на основании тонкой интриги, жанровые картинки, грациозность, лирическая интимность, первые попытки психологического самоуглубления, изображения и анализа разнообразного мира человеческих переживаний, страстей, любви, аффектов и др. Даже личность раба становится предметом художественного интереса. По мере повышения роли религиозной функции ...

читать полную версию - "Духовный мир личности эпохи эллинизма"


Поиск новых философских ориентиров

Поиск новых философских ориентиров


В эллинистической культуре развивалась аллегорическая трактовка мифа. Обращалось внимание на то, что аллегория раскрывается не на основе одного мифа, а из анализа всей совокупности мифов на данную тему. Аллегорический замысел мифа все чаще обосновывают его воспитательными функциями. Миф - средство внушения, воспитания, возбуждения любопытства; он поощряет добро, внушает страх, доставляет удовольствие, отвлекает от дурных поступков. Наряду с этим, постепенно распространяется представление о том, что древняя мифология - вовсе не аллегория, сознательно заложенная древними поэтами, а бессознательная, неразумная, ложная, наивная догадка древних о богах. Дескать, древние творили мифы бессознательно и нет смысла усматривать в мифе аллегорию; миф есть чистая фантазия.

Приобретали весомый характер и крайние умонастроения. Расцветали вольнодумство и скептицизм. На древнюю мифологию нередко обрушивались с нападками, она становилась предметом насмешек и грубого издевательства. Появилось множество чрезмерно усердных и несправедливо строгих критиков Гомера. Но догматический скептицизм всегда и везде порождал сон разума и сонм чудовищ. Эллинистическая эпоха в этом отношении исключением не была: на робко укреплявшееся, в том числе и через догматизм, рациональное сознание накатывалась мощная волна мистицизма и ...

читать полную версию - "Поиск новых философских ориентиров"


В эллинистической мифографии

В эллинистической мифографии


В эллинистической мифографии трезвое, рациональное изучение мифологии и художественно-образная, литературная ее переработка нередко шли рука об руку. Причем мера переработки могла быть различной: от поэтического пересказа древней мифологии при соблюдении требований эпического жанра ("Аргонавтика" Аполлония Родосского, "Деяния Диониса" Нонна Панополитанского и др.) до радикальной переработки мифологии в "сакрально-авантюрный" (Дионисий Скитобрахион), социально-утопический роман.

Поздние эллинистические произведения эпического жанра (например, "Деяния Диониса" Нонна Панополитанского, V в.) сочетают элементы мифопоэтического эпоса (отсутствие индивидуального портретного описания, эпическое преобладание общего над единичным и т. п.) с новыми эстетическими требованиями и канонами, сложившимися в приключенческом и любовном эллинистическом романе, в проповеднической литературе, в риторике и т. д. Здесь не пересказываются старые мифы, а творятся новые с буквальным смыслом, лишенным даже намека на аллегоризм и символизм. Творятся одновременно по законам и эпического творчества, и профессиональной повествовательной литературы, сочетая их "блеск и нищету".

При переработке мифологии в мифологический роман на основе авторского идейного замысла во имя увлекательности свободно перекраивается сюжет, трагедия становится мелодрамой, чудесное - фантастической ...

читать полную версию - "В эллинистической мифографии"


Фанатическая вера

Фанатическая вера


Повсеместно распространяется фанатическая вера в целителей, колдунов, чудотворцев, прорицателей. Чувственный экстаз все чаще рассматривается как необходимое условие религиозности. Нарастают ощущения тревоги, страха, все большее значение уделяется понятиям осквернения, очищения, божьего возмездия. Суеверность расценивается как положительное качество человека: значит, он богобоязнен. Суеверие - это смирение перед богами. Доминирующим настроением многих становится мучительная жажда личного спасения (если не тела, то души) от прозябания в этом мире и мук в потустороннем. Формируется почва для сотериологических религий, религий спасения.

Такие настроения находят свое выражение в художественной литературе, где преобладают романы со сказочно-фантастической тематикой: невероятными приключениями, тайнами, чудесами, ужасами, убийствами, воскрешениями, жестокостями, переплетающимися с некоторыми элементами реального исторического повествования (часто - это история Александра Македонского), с действительными названиями стран, городов, морей и т. д. Из мистериально-фантастического романа вырастает такой жанр античной прозы, как парадоксография, в которой изображались необычные, "чудесные", страшные явления природы и повседневной жизни. Страницы парадоксографических книг были заполнены рассказами "очевидцев" о вызывании духов, чудесных исцелениях, призраках, гуляющих статуях, воскрешении мертвых и ...

читать полную версию - "Фанатическая вера"


Развитие мифографии

Развитие мифографии


В эпоху эллинизма выдающегося развития достигает мифография. Продолжают создаваться хорографические своды, но уже не на основе собственных наблюдений, а на обобщении книжных источников ("Описание Эллады" Павсания, "Римские древности" Дионисия Галикарнасского и др.), появляются отдельные своды по мифологии тех или иных стран (например, "Кикл о Крите и о бывших на Крите богах и героях" Менекла Теосского), типологии мифов.

Продолжается и укрепляется традиция филологического изучения древнегреческой мифологии, прежде всего текстов Гомера, которые уже были не совсем понятными и с точки зрения языка, и по своему содержанию.

Несколько поколений александрийских ученых (Каллимах, Зенодот Эфесский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский и др.) провели грандиозную работу по исправлению и изданию гомеровских текстов, поиску принципов систематизации мифов, совершенствованию жанра литературно-мифологического комментария, написанию научно-популярных (в современной терминологии) руководств по мифологии. К классическим эпическим формам александрийские ученые относились прежде всего как к объектам научного исследования, а не художественно-эстетического восхищения. На место восхищения, преклонения и уважения пришло издевательское и пренебрежительное отношение. Так, Каллимах (Эпиграммы, XXVIII) следующим образом характеризовал свое отношение к ...

читать полную версию - "Развитие мифографии"