Мифология. Мифотворчество » Мифотворчество эпохи эллинизма » Становление культуры эллинизма

Становление культуры эллинизма



К концу V в. до н. э. рабовладельческий способ производства вступил в противоречие с возможностями полисной организации экономической, социальной и политической жизни. Рамки классического полиса сдерживали рост производительных сил, рабовладения, торговли; нарастали межполисные противоречия; вызревала потребность объединения греческих полисов в новую политическую структуру, в некоторое надполисное государственное образование.

История разорительной Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н. э.) показала, что такая политическая трансформация греческого общества не может зародиться в самой Древней Греции - слишком сложным и противоречивым был спектр экономических, социальных, политических интересов античных полисов. Значит, объединение должно было прийти извне и на иной, не полисной, социально-политической основе. Такая основа могла быть только монархической. Но, разумеется, монарх должен был явиться не из чуждого и враждебного Востока, а из близких и родственных этнокультурных и этнополитических образований. Таким образованием оказалась македонская монархия. Наступал звездный час Александра Македонского...

Александр Македонский начинал свою всемирно-историческую завоевательную эпопею как предводитель похода эллинов против варваров, мстящий за поруганные эллинские святыни. Впоследствии он изменил свои идейные позиции и стал одержим идеологией единства народов, отрицавшей различия между греками и варварами, ломавшей между ними культурные перегородки, утверждавшей целостность человечества, равенство культур, космополитизм. За двенадцать с половиной лет царствования и непрерывных завоевательных походов он создал грандиозную монархию, протянувшуюся от Македонии до Индии и от Амударьи до нубийских пустынь, открыл внутреннюю Азию для греческой колонизации. На смену полисной политической системе пришла военно-бюрократическая монархия, в которой интересы государства и личности были доведены до отчуждения, а то и антагонизма. Политические и социально-гражданские чувства и мотивы полисной эпохи, ее партикуляризм, этноцентризм отошли на второй план и уступили место мотивам этноинтеграции, космополитизма. Вместе с тем индивид, освобожденный от связи, с полисными традициями, от диктата общинных императивов, получил возможность углубиться в собственную личность.

Александр Македонский скончался в Вавилоне 10 июня 323 г. до н. э. от ран и болезней (тропическая лихорадка, воспаление легких), не достигнув и 33 лет от роду. Дата смерти Александра Македонского может быть условно названа началом эпохи эллинизма - качественно своеобразного периода в истории, который (с учетом римского периода) охватывает почти тысячу лет - вплоть до падения Западной Римской империи (от IV в. до н. э. до V в. н. э).

Длительная, бурная, насыщенная многими выдающимися историческими событиями эпоха эллинизма прежде всего характеризуется греческой экспансией на Восток. Из перенаселенных греческих полисов Средиземноморья на Восток устремились толпы воинов, торговцев, писцов, ремесленников, врачей, ученых, авантюристов. Это была новая историческая волна греческой колонизации. Но она отличалась от предыдущих тем, что как никогда ранее рушились множественные, казавшиеся незыблемыми перегородки между государствами, обществами, этносами, культурами, в межчеловеческом общении. Следствием такой колонизации было создание качественно новой культуры - эллинистической. Она синтезировала достижения греческой культуры с восточными духовно-культурными традициями, став своеобразной амальгамой греческих (эллинских) и восточных элементов. Римская империя, пришедшая во II-I вв. до н. э. на смену монархическим государствам, сложившимся на развалинах эфемерной - разорванной на части диадохами и эпигонами - империи Александра Македонского, не изменила сами основания, на которых формировалась эллинистическая культура, а лишь модифицировала ее и приспособила к своим ценностям. Это позволяет выделять эллинистически-римскую культуру как некоторую качественно своеобразную историческую целостность. В ее системе дополнительные импульсы получило развитие философско-теоретической мысли, конкретных наук (естественных, гуманитарных, математики), в том числе и изучение мифотворчества.


Вы читаете полную версию - "Становление культуры эллинизма"



Рекомендуем просмотреть