Мифология. Мифотворчество » Мифотворчество эпохи эллинизма » Духовный мир личности эпохи эллинизма

Духовный мир личности эпохи эллинизма



В эллинистическую эпоху значительно изменяется духовный мир человека; интенсивнее становятся процессы его дифференциации и диверсификации. Усиливается роль личностного начала в важнейших формах человеческой деятельности. Растет индивидуальное самосознание; обогащается мир человеческих чувств.

Духовный мир личности эпохи эллинизма


На смену строгому, непсихологизированному индивидуализму полисной эпохи приходит психологизированная (интимно-личностная, эмоционально окрашенная, полная повседневной теплоты, переживаний, сердечности) индивидуальность эпохи эллинизма. Личность стремится замкнуться в узком кругу соратников, единомышленников, друзей. Интересы людей с дел общегосударственных, политических все больше переключаются на узкую сферу быта, семьи, межличностных отношений, которая все больше гуманизируется. Возрастает роль морали по сравнению с другими соционормативными формами регуляции поведения личности (правовая, авторитарная и др.).

Преобразования внутреннего мира личности находят свое отражение в литературе и изобразительном искусстве эпохи эллинизма. Появляются портретность, сюжеты на основании тонкой интриги, жанровые картинки, грациозность, лирическая интимность, первые попытки психологического самоуглубления, изображения и анализа разнообразного мира человеческих переживаний, страстей, любви, аффектов и др. Даже личность раба становится предметом художественного интереса. По мере повышения роли религиозной функции мифа эллинистическое искусство все больше заряжается токами мистериальной напряженности.

Полисная культура в целом имела народный характер, деятель культуры так или иначе обращался ко всем гражданам полиса, творил в соответствии с запросами граждан полиса. В эллинистической культуре образуется разрыв между ценностями массового сознания и ценностями, формирующимися в элитарных слоях общества. Ценности элиты более рационализированы, в них культурно-исторический опыт обобщается быстрее и фундаментальнее. Культура элиты в большей степени ориентирована на науку и философию. Массовое, "низовое" сознание - на мифологию и мистику, нравственно-религиозное проповедничество. Потому средний грек этой эпохи был весьма суеверным, жил в обстановке постоянного страха; на каждом шагу опасался злых козней духов и любой более или менее значимый поступок стремился обставить ритуальными процедурами.

Мифология вовсе не ушла на периферию эллинистической культуры. Она переживала одну из своих коренных исторических трансформаций. В достоверность старых мифов уже мало кто верит; подорвана вера в полисных богов; гомеровская мифология рассматривается как невероятный рассказ. Старая олимпийская мифология постепенно теряет нравственные и религиозные функции. Свое значение она сохраняет в основном среди народных "низов" (крестьянство, городское простонародье), в государственных обрядах. Но рационализация сознания еще не дошла до того, чтобы поставить под сомнение существование сверхъестественных сил. Миф продолжает оставаться важным, хотя уже и не единственным, способом обобщения и объяснения действительности.

Одним из результатов синтеза греческой и восточных культур явилось бурное распространение различных мистических культов, которыми Восток всегда был богат. Образы греческих и восточных богов все чаще подменяют друг друга, объединяются (иногда совершенно искусственно) в некие новые божества (например, Сарапис). И вот уже греческие боги царят над Востоком, а восточные (Кабела, Исида, Осирис, Анубис и др.) проникают все дальше на Запад. Возникают предпосылки для дезэтнизированного всеохватывающего христианского религиозного синтеза.


Вы читаете полную версию - "Духовный мир личности эпохи эллинизма"



Рекомендуем просмотреть