Мифология. Мифотворчество » Мифотворчество эпохи эллинизма » Фанатическая вера

Фанатическая вера



Повсеместно распространяется фанатическая вера в целителей, колдунов, чудотворцев, прорицателей. Чувственный экстаз все чаще рассматривается как необходимое условие религиозности. Нарастают ощущения тревоги, страха, все большее значение уделяется понятиям осквернения, очищения, божьего возмездия. Суеверность расценивается как положительное качество человека: значит, он богобоязнен. Суеверие - это смирение перед богами. Доминирующим настроением многих становится мучительная жажда личного спасения (если не тела, то души) от прозябания в этом мире и мук в потустороннем. Формируется почва для сотериологических религий, религий спасения.

Такие настроения находят свое выражение в художественной литературе, где преобладают романы со сказочно-фантастической тематикой: невероятными приключениями, тайнами, чудесами, ужасами, убийствами, воскрешениями, жестокостями, переплетающимися с некоторыми элементами реального исторического повествования (часто - это история Александра Македонского), с действительными названиями стран, городов, морей и т. д. Из мистериально-фантастического романа вырастает такой жанр античной прозы, как парадоксография, в которой изображались необычные, "чудесные", страшные явления природы и повседневной жизни. Страницы парадоксографических книг были заполнены рассказами "очевидцев" о вызывании духов, чудесных исцелениях, призраках, гуляющих статуях, воскрешении мертвых и т. п. Парадоксографическая литература развивалась в тесном родстве с аретологией (храмовой легендой), синтезировавшей греческие и восточные мифологические традиции и повествовавшей о чудесных деяниях богов, их пророков, о воскрешении мертвых, об исцелениях, о мощах и т. п. Аретология, по-видимому, послужила непосредственным истоком христианской евангельской апокрифической (неканонизированной) и агиографической ("жития святых", "деяния мучеников", легенды о монахах и др.) литературы.

На смену старым полисным богам приходят новые местные культы и божества. Все чаще обожествляются реальные исторические личности. От такого "обожествления" остается только один шаг до представления о том, что Бог может, оставаясь сверхъестественным существом, до определенного времени воплощаться в реальный телесный человеческий облик, жить среди людей и лишь после своей (разумеется, трагической) кончины воссоединиться со своей потусторонней сущностью.


Вы читаете полную версию - "Фанатическая вера"



Рекомендуем просмотреть