Мифология. Мифотворчество » Мифотворчество эпохи эллинизма » Развитие мифографии

Развитие мифографии



В эпоху эллинизма выдающегося развития достигает мифография. Продолжают создаваться хорографические своды, но уже не на основе собственных наблюдений, а на обобщении книжных источников ("Описание Эллады" Павсания, "Римские древности" Дионисия Галикарнасского и др.), появляются отдельные своды по мифологии тех или иных стран (например, "Кикл о Крите и о бывших на Крите богах и героях" Менекла Теосского), типологии мифов.

Продолжается и укрепляется традиция филологического изучения древнегреческой мифологии, прежде всего текстов Гомера, которые уже были не совсем понятными и с точки зрения языка, и по своему содержанию.

Несколько поколений александрийских ученых (Каллимах, Зенодот Эфесский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский и др.) провели грандиозную работу по исправлению и изданию гомеровских текстов, поиску принципов систематизации мифов, совершенствованию жанра литературно-мифологического комментария, написанию научно-популярных (в современной терминологии) руководств по мифологии. К классическим эпическим формам александрийские ученые относились прежде всего как к объектам научного исследования, а не художественно-эстетического восхищения. На место восхищения, преклонения и уважения пришло издевательское и пренебрежительное отношение. Так, Каллимах (Эпиграммы, XXVIII) следующим образом характеризовал свое отношение к киклическим поэтам:

Кикликов я не терплю повестушек - пути мне противны

Те, по которым толпа бродит то взад, то вперед.

Пошлый любовный напев ненавистен мне; пить я не стану

Воду ключа, где ее может любой зачерпнуть.

Александрийские филологи разбирали тексты с точки зрения правильности, устраняли ошибки, подложные вставки, составляли комментарии, словари, создавали литературные "каноны" и т. д. При этом было допущено и немало ошибок, передергиваний, подчас слишком смело вычеркивались или выправлялись отдельные строки; выбрасывалось из текстов то, что александрийцам казалось непонятным или устаревшим; и наоборот, они вносили от себя то, что считали нужным для придания полноты и ясности гомеровскому тексту. Широко распространяется поиск малоизвестных мифов, которые могли бы послужить основой оригинальных литературных сюжетов.


Вы читаете полную версию - "Развитие мифографии"



Рекомендуем просмотреть