Мифология. Мифотворчество » Мифотворчество эпохи эллинизма » В эллинистической мифографии

В эллинистической мифографии



В эллинистической мифографии трезвое, рациональное изучение мифологии и художественно-образная, литературная ее переработка нередко шли рука об руку. Причем мера переработки могла быть различной: от поэтического пересказа древней мифологии при соблюдении требований эпического жанра ("Аргонавтика" Аполлония Родосского, "Деяния Диониса" Нонна Панополитанского и др.) до радикальной переработки мифологии в "сакрально-авантюрный" (Дионисий Скитобрахион), социально-утопический роман.

Поздние эллинистические произведения эпического жанра (например, "Деяния Диониса" Нонна Панополитанского, V в.) сочетают элементы мифопоэтического эпоса (отсутствие индивидуального портретного описания, эпическое преобладание общего над единичным и т. п.) с новыми эстетическими требованиями и канонами, сложившимися в приключенческом и любовном эллинистическом романе, в проповеднической литературе, в риторике и т. д. Здесь не пересказываются старые мифы, а творятся новые с буквальным смыслом, лишенным даже намека на аллегоризм и символизм. Творятся одновременно по законам и эпического творчества, и профессиональной повествовательной литературы, сочетая их "блеск и нищету".

При переработке мифологии в мифологический роман на основе авторского идейного замысла во имя увлекательности свободно перекраивается сюжет, трагедия становится мелодрамой, чудесное - фантастической экзотикой, героизм - авантюризмом, мифологическая канва обогащается "реальным" и рациональным географическим, историческим, этнографическим материалом и др. Примерами могут служить цикл романов о Троянской войне Метродора Хиосского, Палефата, Сервия, Диктиса Критского, Дарета Фригийского и др., социальные утопии Эвгемера, Ямбула и т. д.



Рациональное исследование всегда есть обобщение, абстрагирование. Поэтому закономерным было и развитие жанра фабульной мифографии, в которой миф абстрагировался до лаконичной событийной формы. Фабула - это уже не миф, а некоторый его абстрактный коррелят, который становился предметом дальнейшего анализа. Фабулы подвергали систематизации (генеалогические, героические, подвигов и павших, несчастий и злодеяний, чудес, достоинств, этиологические, общеобразовательные, царские списки), рубрикации, каталогизации (например, "кто убил своего отца", "кто убил свою мать", "кто убил своих братьев", "кто был поражен молнией" и др.), разным классификациям (сюжетным, генеалогическим, географическим, тематическим и пр.). Таким образом, фабульная мифография выступила зачаточной формой структурного анализа мифологии.


Вы читаете полную версию - "В эллинистической мифографии"



Рекомендуем просмотреть