Мифология. Мифотворчество » Мировоззрение романтизма

Характерная черта романтизма

Характерная черта романтизма


Горячая жажда вечности ("тоска по Богу") - характерная черта романтизма. Романтики верили в господство возможности над действительностью, в духовный прорыв к возможному, минуя действительность ("жизнь постоянно выходит из берегов"), постоянно стремились к недостижимому. В бытии прошлое и будущее амальгамированы, растворены одно в другом. И потому история - это пророк, обращенный к прошлому. А для постижения будущего не нужны ни знания, ни личный опыт, ни рациональные операции абстрактного мышления. Будущее постигается непосредственно чувствами. Потому-то чувство будущего присуще наивным и непосредственным существам, прежде всего детям.

Характерная черта романтизма


"Дети стоят среди нас, как великие пророки", - писал Л. Тик. А взросление человека есть возрастание его личных возможностей осуществления детских пророчеств. Но для этого нужно стать художником-творцом, ведь "истинный творец сказки есть провидец Грядущего". Полное слияние в духе прошлого и будущего - и есть область художественного творчества, и потому "нет ничего более поэтического, нежели воспоминание и предчувствие или представление о Грядущем".

Романтизм пронизан духом обновления человека, ориентирован на некую новую будущую эпоху - эпоху гармоничного, целостного человека. "Век грядущего" - век расцвета ...

читать полную версию - "Характерная черта романтизма"


Интерес к народной культуре

Интерес к народной культуре


Вплоть до середины XVIII в. в общественном самосознании господствовало представление, что народная культура воплощает в себе невежество, примитивизм и грубость Средневековья, она не интересна и в лучшем случае она может быть лишь банальной. К народности относились с подчеркнутым равнодушием, высокомерием либо даже с настороженностью. В народности бессмысленно искать героев, там в лучшем случае есть лишь пасторальная простота и невинность.

Интерес к народной культуре


Развитие капитализма качественно изменило масштаб исторического действия, вовлекло в него широкие народные массы. В этих условиях неизбежно пробуждение интереса к массовому, народному сознанию, к произведениям народного творчества, фольклору, народной старине, национальным мифологиям. Вторая половина XVIII в. - период стремительного поворота общественного интереса к народной культуре, поэзии, истории. Наиболее ярко этот интерес выразил романтизм. Поэтическая и философская реабилитация народной культуры - это несомненная заслуга романтиков.



В 1760 г. в Эдинбурге выходит небольшая книга Макферсона "Отрывки старинной поэзии, собранные в горной Шотландии и переведенные с гэльского или эрзийского языка" - первое собрание песен, якобы принадлежавших "барду Оссиану, сыну Фингала, жившему и певшему свои песни в III столетии в Горной Шотландии". (Это была, как оказалось впоследствии, гениальная фальсификация, в которой необыкновенно ...

читать полную версию - "Интерес к народной культуре"


Романтический мистицизм

Романтический мистицизм


Романтизм был пронизан мистицизмом. От фантастики, чувственно-образного воображения, поэтических грез - всего один шаг до мистицизма. Амбивалентная трактовка бытия, взаимопереходы прошлого, настоящего и будущего, конечного и бесконечного порождали культ необычного, странного и неизведанного, волшебного и мистического. Художественное изображение бытия у романтиков в значительной мере наполнено таинственностью и мистицизмом.

Установки ренессансного пантеизма они трансформировали в "магический идеализм", согласно которому хаос природных форм (являющийся для людей повсеместным источником трепета, ужаса и страха, ощущения бездны) может быть преодолен магической властной волей творческой личности. Естественным связям человека с миром они придавали мистериальный характер, наделяли прозаические вещи ореолом таинственности и святости.



Поэтому чувственная неопределенность нередко соседствует у романтиков с мистериальной субъективной необузданностью, с переходами от реального к фантастическому и обратно. Фантастика продолжается в действительности, а действительность причудливо проявляется своими фантастически-волшебными чертами. Действительное и фантастическое постоянно перемешиваются, перетасовываются. Человек в таком двойственном мире стоит перед возможностью особого ...

читать полную версию - "Романтический мистицизм"


К народной культуре

К народной культуре


Решительный поворот во второй половине XVIII в. общественного интереса в Западной Европе к народной культуре, ее истории, к произведениям народного творчества, к фольклору, национальной мифологии постепенно распространяется и на Россию. Здесь также утверждаются идеалы народности, возникает широкий интерес к народной культуре, народной старине, к фольклору, отечественной мифологии. В конце XVIII в. романтизм возглавил и усилил эту тенденцию.

Осмысление места и роли мифотворчества в отечественной культуре имеет свои особенности. В силу ряда обстоятельств славянская мифология не оставила после себя значительных письменных и литературных памятников, подобных тем, которые нам известны из древнегреческой, древнеиндийской, скандинавской и других культур (теокосмогоний, развернутых повествований о богах и их участии в судьбах людей и др.). А немногочисленные остатки древнеславянского мифопоэтического творчества, фольклор, "низшая демонология" и другие явления народной культуры церковь относила к языческим пережиткам. Составители летописей гнушались сказаниями язычества и упоминали о них от случая к случаю с ...

читать полную версию - "К народной культуре"


Первые отечественные мифографы

Первые отечественные мифографы


В общеевропейском русле освоения народного творчества возникает отечественное направление изучения славянской мифологии и фольклора. Первый опыт изучения славянской мифологии и обрядности принадлежит М. Д. Чулкову. Начатое им дело продолжили М. Попов, Г. Глинка, А. Кайсаров, считавший, что "создание национальной мифологии является одним из звеньев общего патриотического дела", включения русской литературы в единый общеевропейский литературный поток. В их пионерских трудах обработаны отечественные и зарубежные источники, содержавшие сведения о древнеславянской мифологии и обрядности, представлены первые попытки их систематизации.

Наши первые отечественные мифографы находились под влиянием западноевропейского романтизма, руководствовались чувством патриотизма и здоровой научной соревновательности. Общая установка была совершенно определенной: если существовали древнегреческая, древнеримская мифологии, национальные мифологии европейских народов, то должна существовать и древнерусская мифология. Мысль совершенно справедливая, но на первых порах она воплощалась с большими ...

читать полную версию - "Первые отечественные мифографы"