Мифология. Мифотворчество » Мировоззрение романтизма » Становление идеалов и ценностей романтизма

Становление идеалов и ценностей романтизма



Вторая половина XVIII в. ознаменовалась накатом очередной волны ремифологизации духовной культуры. Никогда, впрочем, не отмиравшие традиции ренессансного эзотеризма в середине и второй половине XVIII в. обрели второе дыхание. На гребне этой исторической волны в конце XVIII - начале XIX в. сложился романтизм, который был одновременно и особым мировоззрением, и литературно-художественным стилем, и идиллическим умонастроением.

Во второй половине XVIII в. бурно развивалась выросшая из идеалистического пантеизма мистическая теософия (Э. Сведенборг, Мартинес де Паскалли, Луи-Клод де Сен-Мартен и др.), на ее почве расширяло свое влияние масонство во всех его разновидностях - мартинизм, иллюминаты, розенкрейцеры и др. (Пордеч, А. И. Кирхвегер, К. фон Гаугвитц, Теодор Арни (барон де Тчуди). Приобрело общеевропейскую известность шарлатанство от мистики - Сен-Жермен, Ж. Бальзамо (граф Калиостро) и множество других фокусников и шарлатанов, имена которых до нас не дошли.

Мировоззренческие основания романтизма были сформулированы на рубеже XVIII-XIX вв., особенно в период с 1798 по 1802 г., в творчестве кружка "йенских романтиков" - братьев Фридриха и Августа Шлегелей, Фридриха фон Гарденберга (Новалиса), Людвига Тика и др. С кружком тесно сотрудничали ф. Шеллинг и Ф. Д. Э. Шлейермахер. Литературно-художественная и философская программа романтизма определила духовные поиски, стилистику литературного и художественного творчества нескольких поколений философов, писателей, поэтов, художников первой половины XIX в. во всей Европе, от Шотландии до России.

В отличие от классицизма XVII-XVIII вв. романтизм ориентирован не на прошлое, а на современность. В противовес абстрактно-рассудочным идеалам просветителей XVIII в. с их рационализмом, глубоким убеждением, что именно в разуме воплощен решающий фактор прогресса, романтики обратились к поискам такого рода факторов в чувственно-эмоциональной сфере человеческого духа. Романтизм культивирует примат субъективного над объективным, лиризм, эмоциональную сторону личности, экспрессивность, вчувствование, экзальтацию. Человек включен в мир прежде всего эмоционально-чувственно, а не рационально-рассудочно. Человек стремится не только и не столько к тому, чтобы познать, осознать, понимать, объяснять мир силой своего разума, сколько к тому, чтобы прочувствовать и пережить свое отношение к миру.

Аффективно-чувственное отношение к бытию реализуется не наукой, а искусством, не логикой, а поэзией. Поэзия - универсальная, всеохватывающая форма духа. И поэтому вся среда обитания культуры, - в том числе история общества, ее смысловое поле и векторная направленность, - подчинена миру художественно-образных форм, миру искусства. Кто поклоняется рассудку и системе, тот изгнал из своего сердца любовь к ближнему. Предрассудок лучше преклонения рассудку - не устают повторять идеологи романтизма. "Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого", - заявляет Новалис в литературной программе романтизма. Ведь художник, поэт творит не сам по себе, он - орудие той высшей силы, которой является мир в целом.

Романтизм воскрешает многое из средневекового отношения к природе как к чуждой и враждебной человеку силе, несущей тленное, греховное начало, которому человек вынужден противостоять всей своей духовно-эмоциональной активностью. Романтики постоянно подчеркивали, что дух не зависит от хода вещей, не склоняется перед природой. Человек как боговдохновленный носитель духа абсолютно свободен от стихийного природного начала. Сущность бытия скрыта не в хаосе природных форм, а в самом человеке. За каждой надгробной плитой лежит целая Вселенная, неисчерпаемый, безграничный и бесконечный Космос: "Мы грезим о странствиях по вселенной; разве же не в нас вселенная?".

В мире все гармонично связано со всем, все его части - и материальные и духовные - являются взаимосвязанными моментами целого. И потому активная творческая личность как часть мира способна своим сознанием, волей и чувствами влиять на мир в целом - ведь "мир есть... следствие взаимодействия между мною и божеством". Романтики верили в подлинный смысл художественных метафор, непосредственно онтологизировали их. Они считали, что в любой метафоре художник соединяет то, что действительно связано между собой.


Вы читаете полную версию - "Становление идеалов и ценностей романтизма"



Рекомендуем просмотреть