Мифология. Мифотворчество » Мировоззрение романтизма » Интерес к народной культуре

Интерес к народной культуре



Вплоть до середины XVIII в. в общественном самосознании господствовало представление, что народная культура воплощает в себе невежество, примитивизм и грубость Средневековья, она не интересна и в лучшем случае она может быть лишь банальной. К народности относились с подчеркнутым равнодушием, высокомерием либо даже с настороженностью. В народности бессмысленно искать героев, там в лучшем случае есть лишь пасторальная простота и невинность.

Интерес к народной культуре


Развитие капитализма качественно изменило масштаб исторического действия, вовлекло в него широкие народные массы. В этих условиях неизбежно пробуждение интереса к массовому, народному сознанию, к произведениям народного творчества, фольклору, народной старине, национальным мифологиям. Вторая половина XVIII в. - период стремительного поворота общественного интереса к народной культуре, поэзии, истории. Наиболее ярко этот интерес выразил романтизм. Поэтическая и философская реабилитация народной культуры - это несомненная заслуга романтиков.



В 1760 г. в Эдинбурге выходит небольшая книга Макферсона "Отрывки старинной поэзии, собранные в горной Шотландии и переведенные с гэльского или эрзийского языка" - первое собрание песен, якобы принадлежавших "барду Оссиану, сыну Фингала, жившему и певшему свои песни в III столетии в Горной Шотландии". (Это была, как оказалось впоследствии, гениальная фальсификация, в которой необыкновенно проницательно были угаданы и настроения, и потребности эпохи.) Эта книга произвела необычайно сильное впечатление на современников. С нее начинается массовое, повальное увлечение древней народной поэзией в Англии, Германии, России и других странах Европы. Европейскому читателю открылся ранее совершенно неизведанный мир национальных языческих, народных европейских мифологий - скандинавской, славянской. Были открыты и глубинные пласты немецкой народной поэзии, в том числе средневековой (например, в 1782 г. К. Х. Мюллером в Берлине была издана "Песнь о Нибелунгах").



Романтизм идейно возглавил возрождение многопланового интереса к народной культуре и многое сделал для преодоления разрыва между элитарной и массовой культурой. Немецкие романтики буквально создали культ национальной, народной мифологии и поэзии. Они высоко оценивали непосредственность народной культуры.

В середине XVIII в. формируются представления о национальной духовности, народной национальной культуре, национальном характере. Истоки национального народного духа романтики усматривали в древности, в "естественном состоянии" человечества, когда формировались язык, народная поэзия и мифология. С их точки зрения, и язык народа, и его мифология - это проявление глубинного национального духа, выражение народного чувственного миросозерцания. Каждый народ как целое имеет свои психологические и культурные особенности. Только через призму этих особенностей и можно понять сущность мифотворчества.


Вы читаете полную версию - "Интерес к народной культуре"



Рекомендуем просмотреть