Мифология. Мифотворчество » Становление новоевропейской культуры » Новоевропейский рационализм

Новоевропейский рационализм



В XVII-XVIII вв. рационализм становится главной духовной ценностью культуры. Идеалы Разума господствуют в общественном сознании, крепнет уверенность в том, что знания, а не вера, определяют могущество человека, дают ему средства для преобразования и природы, и общественной жизни.

Новоевропейский рационализм


Истоки рационализма коренились в качественных сдвигах характера деятельности и типов общения в новоевропейскую эпоху. Изменения характера деятельности проявились в возникновении машинного технологического способа производства, появлении отчужденности субъективного мотива деятельности и ее объективного результата. Многие виды деятельности обезличились.

Кардинально изменился и тип общения. Складывается господство абстрактного труда, товарно-денежных, общественных отношений над межличностными. Индивид вырвался из системы личностной зависимости и оказался включенным в систему экономической зависимости, зависимости от общественных отношений. Отношения личной зависимости сменяются зависимостью субъекта от продуктов своей собственной деятельности. На смену ценности личности производителя приходит ценность произведенных им вещей. Посредником отношений между людьми окончательно становятся товары.

Высвобождая человека из системы личной зависимости, капитализм делает эти прогрессивные шаги за счет значительного отчуждения личности от общества, за счет ее радикальной индивидуализации, атомизации. На смену единству коллектива и индивида приходит их противопоставление, отчуждение человека от человека, а вместе с ним и общества от природы. В этих условиях складывается абстрактно-созерцательный тип сознания, в котором на первый план выдвигается потребность в накоплении не субъективизированных ценностей, а объективного знания о мире. В общественном самосознании это находит выражение в господстве идеалов рационализма - провозглашении века Разума, ценнейшего из свойств природы.

В системе идеалов и представлений новоевропейского рационализма важную роль играл образ "прозрачного мира": мы живем в мире, который полностью просвечивается "естественным светом" разума. Мир может быть ясно, отчетливо и исчерпывающе познан в лучах такого света человеком - носителем разума. В мире нет и не может быть вечных тайн, рано или поздно все тайны превратятся в научные проблемы и абсолютно исчерпывающе будут раскрыты человеческим разумом. В одном из писем к Мерсенну (от 20. XI. 1629 г.) Декарт писал: "Как только я вижу одно лишь слово "тайна" в каком-нибудь предложении, у меня начинает портиться настроение" и "Не может существовать истин ни столько отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столько сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть". Декарт неоднократно подчеркивал, что кроме сотворения материи и сообщения ей исходного импульса движения, Бог больше не совершает в этом мире никаких иных чудес. А это значит, что не было и никакого Откровения, волеизъявления Бога человеку и наделения человека знаниями о себе и о мире. С отрицанием божественного Откровения исчезали "трансцендентные основания" аллегорической концепции мифа.


Вы читаете полную версию - "Новоевропейский рационализм"



Рекомендуем просмотреть