Мифология. Мифотворчество » Становление новоевропейской культуры » Миф как мировосприятие и как религия

Миф как мировосприятие и как религия



XVII век - наследник Ренессанса. Он доводит до логического завершения ренессансные мировоззренческие идеалы. Если "человек - дитя природы", значит, сущность человека коренится в его природной, естественной, а не духовно-божественной основе. Раз так, то и проблемы общества должны решаться с учетом "естественной природы". Появляются теории "естественного состояния", "общественного договора", "естественного права" и "естественной религии".



Понятие о естественной природе человека было важным элементом идеалов буржуазно-демократических свобод, критики феодального строя и теократической идеологии. Человек - природное существо. Обладая естественной природой, все люди равны между собой и свободны. Все феодальные учреждения и формы неравенства, сословные привилегии противны природе человека и подлежат уничтожению, власть государства должна быть низведена с неба на землю.

Понятие естественной религии, одним из предтеч которой был Р. Декарт, возникло как абстракция, с помощью которой, во-первых, вводилось представление о качественно различных состояниях религии, и, во-вторых, выявлялись особенности религиозного сознания в его наиболее "чистом" виде. Ключевым здесь являлся вопрос о том, каким образом человек приходит к понятию Бога. Единого ответа на этот вопрос не было.



Одна часть мыслителей исходила из того, что представление о Боге носит врожденный характер, вложено в человека самим Богом. На такой позиции стоял Р. Декарт, основоположник деизма Герберт Чербери и др. При таком, по сути внеисторическом, подходе вопросы о происхождении религии, этапах ее исторического развития теряли смысл. А проблема "естественной религии" переносилась из прошлого в будущее: "естественная религия" еще должна быть построена и "должна быть несравненно лучше устроена, чем какая-либо другая". В "естественной религии" представление о Боге является либо итогом познания человеческим разумом многообразия природы, либо условием функционирования системы морали, либо тем и другим одновременно. Бог является здесь безличной разумной первопричиной мира, его перводвигателем, принципом организации мира как целого, а вместе с этим - и гарантом морали, нравственности. Понятно, что известные нам формы религии, в том числе и мифология, являются лишь несовершенными приближениями к такой "естественной религии".

Но возможен был и другой ответ на вопрос о том, каким образом человек приходит к понятию Бога. Такой ответ искал Т. Гоббс, разрабатывавший концепцию "естественной религии" в связи с понятием "естественного состояния". Социально-философские доктрины XVII в. исходили из того, что общество - простой агрегат индивидов; оно не обладает интегративными качествами, особой субстанциальностью. Общество (государство) образуется за счет установления внешних связей между изолированными индивидами (от природы наделенными совокупностью естественных прав и способностей), интересы которых в той или иной мере противоречат друг другу. Иначе говоря, для объединения индивидов в общество необходимы "привходящие обстоятельства". Например, "общественный договор", определяющий ту часть естественных прав, которые личность передает обществу (государству), и те средства, которые гарантируют выполнение обязательств общества (государства) перед личностью.



Вы читаете полную версию - "Миф как мировосприятие и как религия"



Рекомендуем просмотреть