Мифология. Мифотворчество » Становление новоевропейской культуры » Понятие "естественное состояние"

Понятие "естественное состояние"



Понятие "общественный договор" закономерно предполагает понятие "естественное состояние" - дообщественное (или до-государственное) состояние людей, из которого люди рано или поздно выходят (под влиянием инстинкта или благодаря способности к совершенствованию разума, развитию труда, семьи, возникновению собственности и др.) посредством заключения "общественного договора". Поскольку в XVII в. представления о первобытном обществе были весьма туманны, то абстрактными были и характеристики естественного состояния. Так, Т. Гоббс трактовал естественное состояние прежде всего как состояние социального хаоса и "войны всех против всех". При этом он считал, что корни религии и мифологии также нужно искать в естественном состоянии человека. С точки зрения Т. Гоббса, Бог - это первоначало мира, причина причин, всепроникающая бесконечная телесная субстанция, в принципе непостижимая человеком по причине ее бесконечности; ведь бесконечность трудно представи-ма и до конца не познаваема. И потому непосредственные истоки религии коренятся не в Боге, не в природе, а в самом человеке.

Семя религии находится лишь в человеке... В чем же состоят конкретные истоки религии?

К таким истокам, причинам Гоббс относил, во-первых, любознательность человека, свойственное человеку стремление "доискиваться причин наблюдаемых явлений"; во-вторых, способность человека при незнании причин явлений заменять их "собственной фантазией"; в-третьих, незнание причин, с одной стороны, и беспокойство человека о будущем, с другой, порождают "постоянный страх, всегда сопровождающий человеческий род"; и, наконец, в-четвертых, "когда нельзя найти видимый объект, люди считают виновником своего счастья или несчастья какую-то власть или невидимую силу", вырабатывают фантастические представления о бестелесных и нематериальных привидениях и необоснованно приписывают им некие действия. Результатом всех этих причин, по Гоббсу, и явилось возникновение языческих представлений, т. е. мифологии.

Сами по себе языческие представления (мифология) еще не являлись религиями. Чтобы превратиться в религию, они должны были быть встроены в систему государственной власти, которая их культивировала "согласно своему собственному измышлению" с тем, чтобы указать "подданным те обязанности, исполнять которые требуют от них земные цари". Система власти способствовала не только практике жертвоприношений, молитв богам, но и распространению изображений богов, возведению храмов, чтобы создать иллюзию их реального существования. Для этой же цели боги наделялись человеческими качествами, вплоть до самых порочных. При этом земные властители стремились "внушить народу, будто они сами выше простых смертных, с тем, чтобы их законы могли быть легче приняты". Таким образом, Т. Гоббс сделал важный шаг по пути различения мифологии как мировосприятия и мифологии как религии, первую он отнес к познавательным и психологическим свойствам личности, вторую - к системе функционирования государственной власти. И хотя Гоббс широко использовал аллегорическое толкование образов Священного Писания, но такое толкование носит у него метафорический характер, выступает как художественный прием и не претендует на раскрытие в нем каких-то трансцендентных смыслов.


Вы читаете полную версию - "Понятие "естественное состояние""



Рекомендуем просмотреть