Мифология. Мифотворчество » Становление новоевропейской культуры » Концепця "естественной религии"

Концепця "естественной религии"



Новый шаг в разработке концепций "естественной религии" был сделан Б. Спинозой с его пантеизмом, интересом к миру аффектов, идеей тесной связи религии и морали, "интеллектуальной любовью к богу", в конце концов, с тем, что, по словам П. Бейля, у него "религия в сердце, а не в уме". В своей теории "всеобщей религии" Б. Спиноза еще более смело и радикально, чем Т. Гоббс, порывает с идеей Откровения и отказывает Священному Писанию в какой-либо доле сакральности и таинственности.

Никаких божественных тайн, знаков, символов, которые бы требовали особого аллегорического истолкования, в Библии нет. Искать в ней какие-то особые тайные смыслы, по мнению Спинозы, просто ни к чему: Библия "содержит не возвышенные умозрения и не философские вопросы, но вещи только самые простые, которые могут быть восприняты даже каким угодно тупицей"; и эти самые простые вещи касаются вопросов морали (ведь религия - в отличие от постигающей истину философии - предполагает повиновение и благочестие). К Священному Писанию следует относиться как к историческому произведению, со всеми его достоинствами и недостатками которых, по его мнению, много больше, чем достоинств; и не следует "приписывать Писанию в качестве его учения ничего, чего мы не усмотрели бы самым ясным образом из его истории".



Что же можно усмотреть в Священном Писании, если относиться к нему исторически? Продолжая ренессансные традиции филологический критики Библии, Спиноза детально проанализировал текст Ветхого Завета и попытался выяснить исторические обстоятельства его написания, жизни его авторов, их взгляды и др. Выводы носили ошеломляющий характер. Прежде всего оказалось, что Пятикнижие как древнейшая часть Ветхого Завета вовсе не была написана Моисеем, как это утверждалось иудейско-христианской традицией. Эти пять книг были написаны, и притом далеко не одновременно, только спустя несколько веков после смерти Моисея. Спиноза показал, что и книга Иисуса Навина также была написана спустя много веков после смерти Иисуса Навина. Более того, он заключал, что и Пятикнижие, и книга Иисуса Навина были составлены одним и тем же историком. Этим историком мог быть книжник Ездра. Спиноза обратил внимание на компилятивный характер Библии, на то, что в ее состав вошли произведения, оригиналы которых до нас не дошли, а их авторы нам неизвестны. Таким образом, "священные книги" были написаны "не одним-единственным человеком и не для народа одной эпохи, но многими мужами различного таланта и жившими в разные века. Если бы мы пожелали сосчитать время захватываемое всеми ими, то получилось бы почти две тысячи лет, а может быть, и гораздо больше".


Вы читаете полную версию - "Концепця "естественной религии""



Рекомендуем просмотреть