Мифология. Мифотворчество » Становление новоевропейской культуры » Между библейской и языческой мифологиями

Между библейской и языческой мифологиями



Вместе с тем Спиноза вскрыл и морально-воспитательное значение Ветхого Завета. По его мнению, Ветхий Завет - это сборник предписаний ряда лиц, пророчивших новые для своего времени нормы морали в образной форме притч. Притчи хорошо приспособлены для их восприятия простыми необразованными людьми, не способными усваивать высокие философские истины. Под несомненным влиянием Гоббса Спиноза утверждал, что такие моральные нормы в первую очередь должны были привить законопослушание, умение жить в государстве, повиноваться властям, внушить страх перед властью.

Пророки, как и массы, к которым они обращались, были далеки от интеллектуального постижения истины, они в большей мере обладали даром воображения, чем способностью интеллектуального познания законов природы. Поэтому для придания своим моральным призывам действенности ветхозаветные пророки прибегали к измышлениям. Когда не знали естественных, закономерных причин событий, они выдумывали суеверия и чудеса. В результате Писание приносит простым людям утешение, но не раскрывает им истины. Человеку, способному мыслить философски-рационально - но таких меньшинство, нет необходимости обращаться к библейским текстам. Он может почерпнуть и научные истины, и моральные нормы в философских трудах, недоступных для основной массы.





Спиноза не отважился на аналогичный анализ Нового Завета, понимая всю опасность возможных последствий. Но из его переписки видно, что он трактовал Христа как реального живого человека, проповедника новой морали. К такой морали тот пришел самостоятельно и вполне интеллектуально (без каких-либо сверхъестественных внушений), но вынужден был ее пропагандировать мифологическими средствами, приноравливаясь к упрощенному сознанию масс.

Таким образом, Спиноза окончательно размывает качественные грани между библейской мифологией и языческими мифологиями, сводит первую ко вторым, представляя мифологию творчеством отдельных личностей, предназначенным для невежественного непросвещенного массового сознания, легко усваивающего суеверия и предрассудки. Необходимая и понятная народу "всеобщая религия", по его мнению, должна быть создана под контролем разума, содержать минимум суеверия и мифологии, дать людям религиозную веру ("чувствование о боге") как средство морали и утешения. В такую "всеобщую религию" мифология входит как составной и необходимый элемент.

В конце XVII в. в европейском сознании нарастают настроения свободомыслия, падает религиозность, усиливается мировоззренческий оптимизм. Учащаются призывы порвать с античной традицией и ориентироваться на эталоны современной культуры. Мифологические темы трактуются поверхностно, все более равнодушно к античным ценностям.


Вы читаете полную версию - "Между библейской и языческой мифологиями"



Рекомендуем просмотреть