Мифология. Мифотворчество » Становление новоевропейской культуры

Интерес к мифологиям Востока

Интерес к мифологиям Востока


В XVIII в. в поле зрения оказались не только национальные европейские мифологии, но и мифологические традиции Востока. Расширение географического горизонта европейцев было одновременно и расширением их культурного горизонта, системы оценок и самооценок. В европейском обществе все более утверждались ценности - толерантности, веротерпимости, культурного и этнического взаимодействия, взаимопонимания и взаимообогащения. Особенно это проявилось по отношению к народам и культурам Востока.

На смену представлений о Востоке как силы, враждебной Европе во всех отношениях (религиозном, нравственном, повседневно-бытовом и др.), постепенно приходит представление о Востоке как особом культурно-историческом мире, являющемся хранилищем ценного исторического опыта, накопленного множеством еще доисламских цивилизаций. Крепло убеждение в том, что Восток надо рассматривать не столько как объект военно-политических экспансий и авантюр, сколько как предмет обстоятельного изучения. Нужно понять его мудрость, его обычаи, нравы, которые нередко более гуманны, чем европейские. Восток может стать для Европы источником новых идей, образов, творческих импульсов. Что же касается религиозных различий христианства и ислама, то переживший реформационные войны Запад к XVIII в. научился веротерпимости и понимал, ...

читать полную версию - "Интерес к мифологиям Востока"


Понятие "естественное состояние"

Понятие "естественное состояние"


Понятие "общественный договор" закономерно предполагает понятие "естественное состояние" - дообщественное (или до-государственное) состояние людей, из которого люди рано или поздно выходят (под влиянием инстинкта или благодаря способности к совершенствованию разума, развитию труда, семьи, возникновению собственности и др.) посредством заключения "общественного договора". Поскольку в XVII в. представления о первобытном обществе были весьма туманны, то абстрактными были и характеристики естественного состояния. Так, Т. Гоббс трактовал естественное состояние прежде всего как состояние социального хаоса и "войны всех против всех". При этом он считал, что корни религии и мифологии также нужно искать в естественном состоянии человека. С точки зрения Т. Гоббса, Бог - это первоначало мира, причина причин, всепроникающая бесконечная телесная субстанция, в принципе непостижимая человеком по причине ее бесконечности; ведь бесконечность трудно представи-ма и до конца не познаваема. И потому непосредственные истоки религии коренятся не в Боге, не в природе, а в самом человеке.

Семя религии находится лишь в человеке... В чем же состоят конкретные истоки религии?

К таким истокам, причинам Гоббс относил, во-первых, любознательность человека, свойственное человеку стремление "доискиваться причин наблюдаемых явлений"; во-вторых, способность человека при ...

читать полную версию - "Понятие "естественное состояние""


Эпоха Великих географических открытий

Эпоха Великих географических открытий


В Новое время накапливается и множество новых данных о мифах народов мира, расширяются представления об античной мифологии, формах народного творчества, о ранних формах религии, о многообразии культов, магических обрядов и т. д. Важную роль здесь сыграли Великие географические открытия.

Новому зарождавшемуся буржуазному обществу стало тесно в рамках Европы. История крестовых походов показала, что экспансия "христианских народов" на Восток - предприятие трудное, имеющее крайне мало шансов на успех. Другое дело - освоение новых океанических дорог, неведомых заморских пространств, земель и народов, их заселяющих. В XV в. началась эпоха Великих географических открытий. Запросы капиталистической торговли и промышленности, дух наживы и предпринимательства, демографические процессы, социально-политические и межконфессиональные противоречия, дух авантюризма надолго определили экспансионистскую политику многих европейских государств.

Паруса испанских и португальских каравелл наполнял ветер, который порождался и духом познания, бескомпромиссного поиска истины как высшей ценности, атмосферой европейских университетов. Эпоха Великих географических открытий колоссально расширила мир европейских мореплавателей, ученых. Во вновь открытых заморских странах жили народы, имевшие различный физический облик, разные поражавшие европейцев представления о мире, нравственности, необычные социокультурные ...

читать полную версию - "Эпоха Великих географических открытий"