Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа

Традиции научного изучения мифа

Традиции научного изучения мифа


Вико - мыслитель, тонко чувствовавший исторические тенденции развития духовной культуры. Ему удалось проницательно подметить ряд важнейших черт мифологического сознания.

Традиции научного изучения мифа


Так, он указывал, что миф следует рассматривать как форму художественно-образного обобщения. Справедливы его соображения и о том, что фантазия, воображение всегда предшествуют рассудку и тем более предшествовали ему в прошлом. Антропоморфный характер древнейших мифов тоже закономерно вытекает из чувственно-образного характера первобытного сознания: "Человек вследствие бесконечной природы человеческого ума делает самого себя правилом Вселенной там, где ум теряется от незнания". То, о чем человек не может составить себе определенного представления, естественных причин чего он не знает, он моделирует по аналогии с тем, что ему известно и имеется налицо - его собственная природа. И поскольку "воображение тем сильнее, чем слабее рассудок", постольку мифологические образы носят яркий и запоминающийся, но и антропоморфный характер.

Миф прежде всего художественно-поэтическое произведение, это невозможное, принимаемое на веру и поддерживаемое страхом, причем не столько страхом перед природой и одних людей перед другими, сколько страхом "перед самим собой". Миф - это зеркало, в котором отражается культурная история человечества. Именно в таком своем качестве он должен исследоваться наукой. Каждый новый цикл истории, считал ... Очень правильно выбрать те кулинарные рецепты, которые нам понадобятся.

читать полную версию - "Традиции научного изучения мифа"


Мифы, предания, легенды

Мифы, предания, легенды


Мифы, предания, легенды порождены способностью сознания создавать не только истинные, но и ложные конструкции, которые, будучи приложимы к истине, делают ее более привлекательной. Ведь часто важна не истина, считает Фонтенель, не соответствие наших знаний и действительности, а то, насколько продукты сознания (образы, мысли, понятия, теории и др.) нравятся и полезны нам. С этой точки зрения, не так уж и важно, есть ли в тех или иных продуктах сознания крупица истины или нет. К тому же в обманчивом обличии правда иногда легче доходит до человека, до его сознания, ума. Поэтому вся история культуры пронизана не только истинами, но и мифами, легендами, вымыслами, заблуждениями.

Более того, именно мифы, легенды, предания обычно берут верх над истиной, разумом, наукой. Воображение человека и его разум обычно не совпадают друг с другом и действуют наперекор друг другу. Чувства человека и его разум заложены в человеческой природе как начала, исходно противоречащие друг другу. Воображение человека на каждом шагу постоянно изменяет подлинную картину мира, действительные отношения вещей в зависимости от интересов ...

читать полную версию - "Мифы, предания, легенды"


Кант и наука о мифе

Кант и наука о мифе


В проблематике мифотворчества немецкая просветительская традиции XVIII в. основное внимание уделяла религиозному аспекту мифа. Поэтому и Кант оценивал мифологию не с эстетической или познавательной, а с религиозной точки зрения. Для него мифология - этап в развитии религиозного сознания, средство морального воспитания человечества.

Будучи по своим природным основаниям эгоистичным и злым, человек тем не менее не лишен и определенных задатков добра. Необходимость развития добрых задатков, преодоления в человеке злого начала, заложена в человеческом общежитии. Однако такая необходимость не может осуществляться "исключительно посредством стремления отдельного человека к его собственному моральному совершенству, а требует объединения людей в одно целое ради той же цели, т. е. системы благомыслящих людей, в которой и благодаря единству которой это благо только и может осуществиться". Эту функцию выполняют религиозные общины, являясь по сути этическими общностями. Каждая историческая эпоха рождала свою форму таких общин.

Кант вполне в духе Просвещения XVIII в. считал, что языческие, мифологические формы ...

читать полную версию - "Кант и наука о мифе"


На пути к научному познанию

На пути к научному познанию


XVIII век - время фронтального развития материалистической мысли. В радикальном крыле французского материализма, доходившего до открытого атеизма, сложилась влиятельная парадигма, в соответствии с которой основания религии и мифологии следует искать в природных и социальных процессах.



Например, Н. Буланже усматривал основания религии в естественных катастрофах, переменах климата, астрономических явлениях, а мифологию выводил из первобытных обрядов. Изучению истории обрядов он придавал большое значение. Он считал, что каждый обряд имеет свой собственный миф, а типология мифов должна строиться в соответствии с типологией обрядов (меморативные, погребальные, таинственные, циклические и исторические). Так зарождалась традиция научного исследования ритуально-магической деятельности. С магии был сорван сверхъестественный флер, к ней начинают относиться как к естественному феномену, поддающемуся рациональному ...

читать полную версию - "На пути к научному познанию"


О происхождении религии

О происхождении религии


В развитии представлений о происхождении религии важная роль принадлежит Д. Юму. Для него критика религии была важным звеном решения проблемы структуры сознания субъекта. Он подходил к ней с позиций сенсуалистического феноменализма. В структуре сознания Юм выделял атомарные "впечатления" (impressions), т. е. ощущения и восприятия, и производные от них психические образования. Среди последних он особую роль отводил "идеям" (ideas), имея в виду понятия, представления, образы памяти, продукты воображения, фантазии, иллюзии, которые "скопированы с впечатлений" и могут быть простыми и сложными.

Сложные идеи образуются из простых путем ассоциаций. В ассоциативных процессах Юм видел главную форму активности сознания и смысл мыслительной (в том числе абстрактно-математической) деятельности. Ассоциативные процессы он понимал довольно широко, включая в них образование множественных связей между впечатлениями, впечатлениями и идеями, между идеями, их эмоциональное насыщение, а также возникновение установок (предрасположенностей) к продолжению ранее сложившихся связей. Механизм ассоциации используется Юмом и для ...

читать полную версию - "О происхождении религии"