Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа » О происхождении религии

О происхождении религии



В развитии представлений о происхождении религии важная роль принадлежит Д. Юму. Для него критика религии была важным звеном решения проблемы структуры сознания субъекта. Он подходил к ней с позиций сенсуалистического феноменализма. В структуре сознания Юм выделял атомарные "впечатления" (impressions), т. е. ощущения и восприятия, и производные от них психические образования. Среди последних он особую роль отводил "идеям" (ideas), имея в виду понятия, представления, образы памяти, продукты воображения, фантазии, иллюзии, которые "скопированы с впечатлений" и могут быть простыми и сложными.

Сложные идеи образуются из простых путем ассоциаций. В ассоциативных процессах Юм видел главную форму активности сознания и смысл мыслительной (в том числе абстрактно-математической) деятельности. Ассоциативные процессы он понимал довольно широко, включая в них образование множественных связей между впечатлениями, впечатлениями и идеями, между идеями, их эмоциональное насыщение, а также возникновение установок (предрасположенностей) к продолжению ранее сложившихся связей. Механизм ассоциации используется Юмом и для объяснения происхождения религии и мифологии.



Д. Юм критически относился к основным известным в его время попыткам объяснить происхождение религии: из "врожденных" представлений о Боге, извечной "религиозной потребности"; как результат обмана невежественных людей; как порождение страха дикаря перед грозными явлениями природы, которые он не способен был объяснить. По мнению Юма, корни религии следует искать в повседневной жизни первобытных людей, сфере их потребностей, желаний, стремлений, эмоций. Человек всегда стремился к удовлетворению своих потребностей, надеялся на достижение счастья во всей его полноте. Но поскольку это ему никогда не удается, то он вынужден компенсировать такую неудовлетворенность продуктами своей фантазии, иллюзорно, прибегая при этом к обрядово-магическим практикам жертвоприношений, молений и др. Таким образом, Юм находит истоки мифотворчества в эмоциональной сфере сознания, в ее способности компенсировать (путем ассоциативного построения воображаемых, фантастических образов антропоморфного содержания) неудовлетворенные потребности иллюзией их удовлетворения.

Идеи Д. Юма послужили отправной точкой для конкретно-научного изучения ранних форм религии, мифологии, магии. Под их влиянием весомый шаг в изучении первобытной обрядности сделал Шарль де Бросс, который открыл и объяснил явление фетишизма. Объясняя сущность фетишизма, де Бросс реалистично реконструировал явление обожествления мира воображением человека. Он показал, что субъект (движимый страхом перед неведомыми силами природы и побуждаемый этим страхом к фиксации внимания на отдельных предметах) осуществляет в сознании две противоположные и связанные друг с другом операции. Субъект и "присоединяет невидимую силу к видимому предмету и не отличает материальный предмет от той разумной силы, которую он в нем предположил". В результате возникает либо фетишизм, либо преклонение перед небесными явлениями: "Среди наиболее древних народов мира одни, совершенно дикие и грубые, погрязли во власти суеверной тупости и чтут эти странные земные божества (т. е. фетиши. - В. Н.), в то время как другие, менее безрассудные, почитают солнце и звезды. Эти два вида религий - богатые источники для восточной и греческой мифологии; они и более древние, чем собственно идолопоклонство".


Вы читаете полную версию - "О происхождении религии"



Рекомендуем просмотреть