Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа » Миф - фантастическая метафизика "детства человечества"

Миф - фантастическая метафизика "детства человечества"



Дж. Вико - творец новоевропейской циклической "философии истории" и одной из самых глубоких для своего времени теорий мифотворчества. В основе модели исторического процесса Дж. Вико лежит идея о том, что развитие всех народов подчиняется закономерностям, аналогичным закономерностям развития биологического организма (онтогенез) и осуществляется циклически. Каждый цикл состоит из трех эпох: "век Богов", "век Героев" и "век Людей". Божественная (мифологическая) эпоха выражает детское состояние общества, героическая эпоха - его юношеское состояние, эпоха Людей - общественную зрелость. Каждый цикл заканчивается кризисным распадом общества, после чего начинается новое движение нации от детства к зрелости, а затем - к социальной дряхлости.

О детстве человечества, говорит Вико, мы можем судить лишь по аналогии с детством индивида. Ребенок всегда и всему удивляется, поскольку еще ничего не знает. Сила его воображения, склонность к высокой степени подражания обратно пропорциональна его способности к абстрагированию. Ребенок судит обо всем посебе самому и потому предполагает существование некоторой субъективной воли всюду, где видит какие-либо изменения. Такими были и древние люди. Они видели в природе одушевленное тело, которое обладает теми же чувствами и стремлениями, что и они сами. Это определяло основные особенности духовной культуры древних людей.

Духовная культура первого цикла истории, первое издание "умственного словаря человечества", поэтическая мудрость древних, первая фантастическая метафизика - это и есть мифология. Вико пишет: "Поэтическая мудрость - первая Мудрость язычества - должна была начинать с метафизики, не рациональной и абстрактной Метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической Метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией... Такая Метафизика была их настоящей поэзией, а последняя - естественной для них способностью..., порожденной незнанием причин; незнание было для них матерью удивления перед всем, так что они, ничего не зная, всему удивлялись чрезвычайно сильно". Мифологическая поэзия - это первый робкий голос человеческой духовности, еще слабо оснащенной рациональностью, разумом, но зато концентрирующей в себе мощнейший заряд чувственного воображения, фантазии.

Вико считает, что миф - это не выдумка, не пустой вымысел, а подлинная, вполне истинная и суровая история тех времен, когда люди еще не обладали развитыми мыслительными способностями, руководствовались исключительно чувствами и сильно развитым воображением. И поэтому, направляемые любопытством и способные к удивлению, они "верили, будто все необходимые или полезные для рода человеческого вещи суть божества". С его точки зрения, происхождение мифов определяется основополагающей человеческой потребностью общаться "друг с другом по поводу своих семейных или гражданских дел".

Миф есть средство духовной консолидации общества. Мифы возникали вместе с возникновением языка, поэтому и древнейшие языки имели поэтический характер, были полны метафор, чувств и страстей. Творцы мифов были одновременно и основателями наций. Мифы формировались как некоторые национальные мировоззренческо-нравственные, художественно-образные доктрины, и уже впоследствии в них появился тот аморальный оттенок, который нам известен из древнегреческой мифологии. Религия, как и мифы, имеет не божественное, а человеческое происхождение.


Вы читаете полную версию - "Миф - фантастическая метафизика "детства человечества""



Рекомендуем просмотреть