Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа » Традиции научного изучения мифа

Традиции научного изучения мифа



Вико - мыслитель, тонко чувствовавший исторические тенденции развития духовной культуры. Ему удалось проницательно подметить ряд важнейших черт мифологического сознания.

Традиции научного изучения мифа


Так, он указывал, что миф следует рассматривать как форму художественно-образного обобщения. Справедливы его соображения и о том, что фантазия, воображение всегда предшествуют рассудку и тем более предшествовали ему в прошлом. Антропоморфный характер древнейших мифов тоже закономерно вытекает из чувственно-образного характера первобытного сознания: "Человек вследствие бесконечной природы человеческого ума делает самого себя правилом Вселенной там, где ум теряется от незнания". То, о чем человек не может составить себе определенного представления, естественных причин чего он не знает, он моделирует по аналогии с тем, что ему известно и имеется налицо - его собственная природа. И поскольку "воображение тем сильнее, чем слабее рассудок", постольку мифологические образы носят яркий и запоминающийся, но и антропоморфный характер.

Миф прежде всего художественно-поэтическое произведение, это невозможное, принимаемое на веру и поддерживаемое страхом, причем не столько страхом перед природой и одних людей перед другими, сколько страхом "перед самим собой". Миф - это зеркало, в котором отражается культурная история человечества. Именно в таком своем качестве он должен исследоваться наукой. Каждый новый цикл истории, считал Вико, сопровождается возвратом к мифотворчеству, обогащению его свежими образами и идеями.

Революционной для науки о мифе явилась идея Дж. Вико о "мифологической логике". Первобытная мифология, как и любая метафизика (т. е. обобщенная конструкция сознания), предполагает некоторую структурную организацию, определенную логику. Вико имеет в виду ряд строгих структурообразующих закономерностей, лежащих в основе мифологического творчества. Таких закономерностей он выделяет несколько.

Во-первых, с развитием рационального мышления, способности к мыслительному абстрагированию первобытные фантастические образы все менее насыщаются воображением и эмоциями и постепенно редуцируются до уровня "маленьких знаков".

Во-вторых, мифы с необходимостью превращаются в аллегории, которые содержат в себе два главных признака мифа - одушевление вещей и обобщение вещей и их отношений.

В-третьих, мифотворчество теснейшим образом связано с поэтической метафорой, "каждая метафора оказывается маленьким мифом". Такими же маленькими мифами являются метонимии и синекдохи. Все поэтические превращения мифа суть следствия неумения "абстрагировать форму и свойства от субъекта".

В-четвертых, мифологическое сознание было направлено исключительно на частности и не умело схватывать мыслью целое. Поэтому миф как поэтическая Фантастическая Универсалия исторически предшествует рациональной Философской Универсалии, которая возникает уже на основе прозаической речи и обладает способностью постигать целое.


Вы читаете полную версию - "Традиции научного изучения мифа"



Рекомендуем просмотреть