Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа » Тон в европейской культуре

Тон в европейской культуре



Музыку делает тон. Тон в европейской культуре XVIII в. задавала Франция. Французское Просвещение, опиравшееся на заветы картезианства, пристально анализировало заблуждения человеческого сознания. Все, что не может получить свое обоснование через абсолютно ясные, самоочевидные принципы, должно быть поставлено под сомнение. Заблуждение само по себе не может быть формой знания; его функция - не познавательная, а соционормативная, властно-регулирующая.

Просветительский рационализм XVIII в. был крайне прямолинейным: никакого рационального зерна в заблуждениях искать не имеет смысла; заблуждения, предрассудки - это высказывания отдельных лиц, которые (в силу тех или иных жизненных обстоятельств, главные из которых связаны с необходимостью удержания власти) затем повторяются множеством легковерных людей. Такой подход вел к толкованию древних мифологий, в том числе и библейской, как субъективных, лишенных глубинного исторического смысла продуктов человеческой фантазии.



В античной мифологии усматривали бесцельно выдуманные побасенки, продукты невежества или обмана наивных, необразованных, малосведущих людей со стороны укрепляющих свой авторитет жрецов или вождей (легенда о "трех великих обманщиках - Будде, Иисусе и Магомете"), примитивного суеверия, страха и трепета человека перед необычностью некоторых природных явлений. На основе такой мировоззренческой позиции Б. Фонтенелем была построена просветительская концепция мифотворчества. Его книга "О происхождении мифов" вышла одновременно с книгой Дж. Вико в 1724 г. Обе книги посвящены одному и тому же - мифотворчеству. Но как по-разному авторы его понимают!

Фонтенель не склонен идеализировать прошлое человечества, не верит в "добродетельного дикаря" и считает, что в первобытности люди жили в обстановке грубости, невежества, несправедливости, зла и насилия. Воображение первобытного человека действовало вразрез с той действительностью, в которую он был погружен. И потому в мифах человек гипертрофированно воображал себе то, чего ему не хватало в повседневной жизни, к чему он стремился в своих фантазиях, желая оторваться от убогого, нерадостного бытия.


Вы читаете полную версию - "Тон в европейской культуре"



Рекомендуем просмотреть