Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа » Мифы, предания, легенды

Мифы, предания, легенды



Мифы, предания, легенды порождены способностью сознания создавать не только истинные, но и ложные конструкции, которые, будучи приложимы к истине, делают ее более привлекательной. Ведь часто важна не истина, считает Фонтенель, не соответствие наших знаний и действительности, а то, насколько продукты сознания (образы, мысли, понятия, теории и др.) нравятся и полезны нам. С этой точки зрения, не так уж и важно, есть ли в тех или иных продуктах сознания крупица истины или нет. К тому же в обманчивом обличии правда иногда легче доходит до человека, до его сознания, ума. Поэтому вся история культуры пронизана не только истинами, но и мифами, легендами, вымыслами, заблуждениями.

Более того, именно мифы, легенды, предания обычно берут верх над истиной, разумом, наукой. Воображение человека и его разум обычно не совпадают друг с другом и действуют наперекор друг другу. Чувства человека и его разум заложены в человеческой природе как начала, исходно противоречащие друг другу. Воображение человека на каждом шагу постоянно изменяет подлинную картину мира, действительные отношения вещей в зависимости от интересов и потребностей человека.

В XVIII в. получает широкое распространение пришедший на смену пламенному гуманизму ренессансной эпохи умеренный, взвешенный гуманизм Паскаля и Монтеня, гуманизм без иллюзий, без драматизма, иногда даже с иронией и ухмылкой. Гуманизм есть философское и идеологическое отстаивание идеи самодостаточности человека. Миф - продукт суеверия, а суеверие - это "тиран природных способностей человека". В мифе изначально заложено и проявляется нечто антигуманное, поскольку он выступает средством подавления человеческой самодостаточности. Главная функция мифа - подавление личности властно-волевыми отношениями (в системах светской, государственной или духовной, церковной власти). Фонтенель, усматривавший в античных мифах всего лишь груду химер, нелепостей и фантазии, подчеркивал, что идея силы и власти - это первая и основная идея, которую был в состоянии усвоить первобытный человек, придавленный осознанием своего бессилия перед многими явлениями природы. "В образах всех богов, изобретенных воображением язычников, - отмечает Фонтенель, - преобладает идея силы и власти, и в них почти совершенно нет места ни мудрости, ни справедливости, ни всем прочим неотъемлемым атрибутам божественной природы".

Просветители XVIII в. постоянно подчеркивали, что мифы - это в первую очередь орудие произвола власти. Их собственное содержание - чепуха, которая не стоит углубленного анализа. Таким образом, просветительский рационализм XVIII в. усматривал основания мифотворчества в способности человеческого сознания к воображению, продуцированию иллюзорных форм сознания, которые необходимы для реализации властно-волевых, идеологических функций в обществе.



Вы читаете полную версию - "Мифы, предания, легенды"



Рекомендуем просмотреть