Мифология. Мифотворчество » Век просвещения о сущности мифа

Тон в европейской культуре

Тон в европейской культуре


Музыку делает тон. Тон в европейской культуре XVIII в. задавала Франция. Французское Просвещение, опиравшееся на заветы картезианства, пристально анализировало заблуждения человеческого сознания. Все, что не может получить свое обоснование через абсолютно ясные, самоочевидные принципы, должно быть поставлено под сомнение. Заблуждение само по себе не может быть формой знания; его функция - не познавательная, а соционормативная, властно-регулирующая.

Просветительский рационализм XVIII в. был крайне прямолинейным: никакого рационального зерна в заблуждениях искать не имеет смысла; заблуждения, предрассудки - это высказывания отдельных лиц, которые (в силу тех или иных жизненных обстоятельств, главные из которых связаны с необходимостью удержания власти) затем повторяются множеством легковерных людей. Такой подход вел к толкованию древних мифологий, в том числе и библейской, как субъективных, лишенных глубинного исторического смысла продуктов человеческой фантазии.



В античной мифологии усматривали бесцельно выдуманные побасенки, продукты невежества или обмана наивных, необразованных, малосведущих людей ...

читать полную версию - "Тон в европейской культуре"


Миф - фантастическая метафизика "детства человечества"

Миф - фантастическая метафизика "детства человечества"


Дж. Вико - творец новоевропейской циклической "философии истории" и одной из самых глубоких для своего времени теорий мифотворчества. В основе модели исторического процесса Дж. Вико лежит идея о том, что развитие всех народов подчиняется закономерностям, аналогичным закономерностям развития биологического организма (онтогенез) и осуществляется циклически. Каждый цикл состоит из трех эпох: "век Богов", "век Героев" и "век Людей". Божественная (мифологическая) эпоха выражает детское состояние общества, героическая эпоха - его юношеское состояние, эпоха Людей - общественную зрелость. Каждый цикл заканчивается кризисным распадом общества, после чего начинается новое движение нации от детства к зрелости, а затем - к социальной дряхлости.

О детстве человечества, говорит Вико, мы можем судить лишь по аналогии с детством индивида. Ребенок всегда и всему удивляется, поскольку еще ничего не знает. Сила его воображения, склонность к высокой степени подражания обратно пропорциональна его способности к абстрагированию. Ребенок судит обо всем посебе самому и потому предполагает существование некоторой субъективной воли всюду, где видит какие-либо изменения. Такими были и древние люди. Они видели в природе одушевленное тело, которое обладает теми же чувствами и стремлениями, что и они сами. Это определяло основные особенности духовной культуры древних людей.

Духовная культура первого цикла истории, ...

читать полную версию - "Миф - фантастическая метафизика "детства человечества""


Принципы и традиции изучения мифотворчества

Принципы и традиции изучения мифотворчества


По сути, в трудах Дж. Вико были заложены основные принципы новоевропейской традиции изучения мифотворчества. Они во многом определили развитие мифологии как науки в XIX в. и даже в XX в. Эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

- принцип исторического подхода к мифологии, включая представление о периодическом возрождении мифологического сознания ходом истории;

- принцип реализма, предполагающий вьшедение сущности мифа из общественно-исторических условий первобытности;

- принцип доминирования в мифе художественно-образного, воображаемого, фантастического и бессознательного над рационально-логическим и сознательным.

Дж. Вико как социальный мыслитель и историк культуры намного опередил свое время. В XVIII в. его идеи не были должным образом оценены. Это надолго ослабило ...

читать полную версию - "Принципы и традиции изучения мифотворчества"